Все о пенсиях в России

13:12В России будут выплачивать пенсии пожарным из других стран

08:55Депутат рассказал о расширении пенсионных прав родителей с 2026 года

вчераДепутат: В декабре некоторые пенсионеры получат двойную выплату

Петербургские таксисты не бастуют, но вопрошают

Депутаты хотят дополнить федеральный закон о локализации полезной опцией

Петербургские таксисты не бастуют, но вопрошают
  © Тимур Ханов/«Парламентская газета»

Петербургские таксисты не присоединились к отраслевой всероссийской забастовке и 15 декабря вышли на работу. Однако у водителей Северной столицы накопилось множество вопросов и претензий к агрегаторам и к властям, а у таксопарков остались просьбы откорректировать федеральный закон о локализации авто для перевозок. Эти вопросы обсудили в понедельник на заседании транспортной комиссии городского парламента.

Решение проблем ИП

Депутат петербургского Заксобрания Алексей Цивилев намерен оперативно инициировать изменения в статью 13 Федерального закона «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в России», чтобы после 1 марта 2026 года часть индивидуальных предпринимателей (ИП), занимающихся извозом, не потеряли возможность зарабатывать.

Проблему, которая, как обычно, кроется в нюансах, обозначил руководитель одного из таксопарков Аркадий Лодягин. Она не коснется в следующем году тех, кто возит пассажиров на своих личных машинах, уже внесенных в реестр такси.

Тонкость кроется в аренде машин, которые предоставляются водителям. Самозанятым их можно предоставить по договору обеспечения, а индивидуальным предпринимателям — нет. Автомобиль при смене арендатора-самозанятого останется за таксопарком и, соответственно, в реестре. А при смене арендатора — индивидуального предпринимателя будет исключен из реестра. И, возможно, уже не сможет туда попасть, так как с 1 марта вступают в силу новые правила по локализации такси, ориентированные не на все существующие машины, а преимущественно отечественного производства и с определенными характеристиками.

Еще один нюанс связан с тем, что водитель, работающий как самозанятый, при нынешней конъюнктуре цен очень быстро, примерно к середине года, может достигнуть рубежа выручки в 2,4 миллиона рублей. Поэтому он будет вынужден получать статус ИП. А это означает, что ему понадобится купить свою машину либо уйти с рынка услуг.  Никто не горит желанием дать в аренду машину ИП, поскольку в этом случае автомобиль покинет реестр такси без возможности вернуться в него.

Иномарки продолжат работать в такси

Этот недостаток законодательства, который уже весной следующего года может создать проблемы, можно и нужно ликвидировать, позволив оформлять на ИП договора обеспечения.

Аппетиты агрегаторов

Другой вопрос, актуальный не только для Санкт-Петербурга, но и для водителей такси всей страны, касается комиссии, которую взимает агрегатор. Без дополнительных условий она составляет 24 процента, а со всеми услугами, которые позволяют увеличить число прибыльных заказов, — до 47 процентов. Таким образом, на рынке сложилась ситуация, при которой водители недовольны доходом, пассажиры жалуются на завышенные цены, а проблему видят в агрегаторе, который забирает за услугу нахождения заказчика немалую часть денег.

С 1500 рублей —  средний чек по Петербургу по поездке длительностью 45 минут —  водитель получит примерно 800 рублей. Работая по 8 часов без перерыва, водитель может заработать от 6 до 8 тысяч рублей. Если он арендует машину или выплачивает за нее кредит, то его дневной заработок может составить в лучшем случае 4-5 тысяч рублей. А ведь, по словам Лодягина, 9 из 10 машин в такси — кредитные.

Поэтому Алексей Цивилев намерен обратиться в Федеральную антимонопольную службу России, поскольку действия хорошо известного всем агрегатора могут содержать признаки злоупотребления доминирующим положением на рынке цифровых платформ такси. «ФАС должна проверить прозрачность тарифной политики агрегатора, а также возможность установления разумных пределов комиссий для отрасли», — считает парламентарий.

Самозанятым таксистам могут повысить штрафы за перевозку детей без кресел

Еще одна проблема, которая вызывает негодование у водителей, — это условие выдачи заказа. Таксист, получая вызов на поездку, не знает, куда ему нужно будет поехать, не может рассчитать, сколько это займет времени и сколько он заработает. Это правило, установленное с момента появления сервиса агрегаторов, откровенно раздражает частных перевозчиков.

Водители стараются его обходить как могут. Например, принимают заказ, а увидев, что он неудобный, делают все возможное, чтобы пассажир сам отказался от поездки. Поскольку в случае сброса невыгодного заказа водитель теряет в рейтинге. В итоге страдают все: пассажиры, которые не могут уехать туда, куда им надо, водители, вынужденные через «не хочу» выполнять невыгодный заказ, агрегаторы, которым жалуются либо те, либо другие участники сделки по перевозке.

Немного цифр

Сегодня в Петербурге более 3,8 тысячи водителей такси работают как самозанятые, что составляет около 70 процентов всех перевозчиков в городе. Заместитель председателя комитета по транспорту Денис Усанов сообщил, что еженедельно услугами легкового такси пользуется свыше 4,5 миллиона петербуржцев.

Если ранее в реестре такси насчитывалось немногим более 23 тысяч автомобилей, то сегодня это уже 66 538 легковых такси. В реестре перевозчиков числятся 5478 субъектов: 3873 самозанятых, 1418 индивидуальных предпринимателей и 187 юридических лиц. Также зарегистрировано 16 агрегаторов.