Все о пенсиях в России

13:12В России будут выплачивать пенсии пожарным из других стран

08:55Депутат рассказал о расширении пенсионных прав родителей с 2026 года

вчераДепутат: В декабре некоторые пенсионеры получат двойную выплату

Иномарки продолжат работать в такси

Закон о локализации смягчили для самозанятых

Тема: Пленарное заседание Государственной Думы 16 декабря 2025 года

14:48  Автор: Дмитрий Литвинов

Иномарки продолжат работать в такси
  © Елена Морозова/«Парламентская газета»

Самозанятых водителей и индивидуальных предпринимателей, использующих для работы в такси личные автомобили, освободили от обязанности переходить на отечественные автомобили до 2033 года. Соответствующий законопроект Госдума приняла во втором чтении 16 декабря. Как будут работать такси в 2026 году, узнала «Парламентская газета».

Шаги навстречу частным водителям такси

С 1 марта 2026 года в региональные реестры такси будут включать только автомобили, произведенные в России. Требования закона о локализации всерьез обеспокоили отрасль пассажирских перевозок. После принятия в 2023 году нового закона о такси, нацеленного на «обеление» деятельности, требование «пересесть» на отечественные автомобили могло вызвать повторный отток легальных водителей. В первую очередь частных автовладельцев, которые используют для подработки личный автомобиль, едва ли готовых ради дополнительного дохода в свободное время покупать новую собранную в России машину. Тем более, что предложенный Минпромторгом перечень из 22 марок шести автоконцернов довольно узкий, а хорошие машины стоят дорого.

В Госдуме услышали опасения и оперативно на них отреагировали, разработав поправки к прошедшему первое чтение законопроекту о возможности работать в такси не по месту прописки водителя. Самозанятых в такси большинство — по разным оценкам от 540 тысяч до 1,5 миллиона человек, написал в соцсети спикер Госдумы Вячеслав Володин. Поэтому важно их поддержать.

Для самозанятых, работающих в такси на своем автомобиле, не соответствующем требованиям локализации, предложили установить региональную квоту — 25 процентов от общего числа зарегистрированных в субъекте РФ машин на начало года.

Для части регионов срок вступления в силу закона о локализации сдвинут. Для Калининградской области — на 1 марта 2028 года, для Сибирского федерального округа — до 1 марта 2028 года, для Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей — до 1 марта 2030 года. Таксистов-частников освободят от обязанности переходить на отечественные автомобили до 2033 года.

Госдума 16 декабря единогласно поддержала поправки, в окончательном, третьем чтении законопроект планируют рассмотреть на заседании 18 декабря.

© Игорь Самохвалов/«Парламентская газета»

Работают как работали

Законопроект, в который внесли поправки о самозанятых, касается отмены запрета на работу в такси исключительно в регионе, где проживает и зарегистрирован водитель. Его еще 10 июля внесла группа депутатов Госдумы. С 2023 года в России действовала норма, по которой разрешение на работу в такси выдавал уполномоченный орган региона, на территории которого проживает заявитель. При временной регистрации возможность получения разрешения не предусмотрена. Такой подход является дискриминацией на рынке труда легкового такси, отметили авторы законопроекта.

Устранение административного барьера на получение разрешения на работу в такси исключительно по месту постоянной регистрации будет способствовать удовлетворению пассажирского спроса на услуги такси и сбалансированности рынка труда, заключили парламентарии.

В целом, наступающий 2026-й станет для отрасли годом сложных, но необходимых изменений, считает первый зампред Комитета Госдумы по транспорту Павел Федяев. «Мы не рассчитываем на мгновенную и полную замену всех машин в такси на отечественные автомобили, но такой цели не ставилось, — сказал он "Парламентской газете". — Все машины, уже внесенные в реестры такси до 1 марта 2026 года, смогут работать до конца своего жизненного цикла. Замена основного сегмента автопарка произойдет постепенно — в горизонте двух-трех лет мы увидим первые результаты».

Дефицита машин в такси не будет, добавил Федяев, и цены на поездки вырасти не должны, хотя россиян постоянно этим пугают.

«Когда мы вводили закон о такси, ростом цен просто "кошмарили", — отметил депутат. — В итоге все работают как работали, а цены регулирует рынок, который реагирует на сотни параметров, включая цены на бензин, спрос, предложение, погоду, праздники и так далее».

Читайте также:

• Когда россияне полетят на беспилотных аэротакси