Все о пенсиях в России

вчераДепутат рассказал, какие документы нужны для повышенной пенсии

вчераЗачем пожилым электронное свидетельство пенсионера

два дня назадДепутат Бессараб рассказала, зачем нужно электронное пенсионное свидетельство

Перевозчиков обяжут строже следить за водителями такси

Минтранс предлагает ограничить рабочий день таксиста 12 часами — но есть нюансы

27.02.2023 14:12

Автор: Николай Козин

Перевозчиков обяжут строже следить за водителями такси
  © Мария Девахина/РИА Новости

Рабочий день не более двенадцати часов и обязательные перерывы на отдых. Такие требования содержатся в проекте постановления кабмина «Об утверждении норм рабочего времени, времени отдыха, норм времени управления транспортным средством для физических лиц, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси». Документ, подготовленный Минтрансом, опубликован на портале проектов нормативных правовых актов. «Парламентская газета» подробно ознакомилась с новшествами, которые предлагает ведомство.

Здесь закончил — там вышел

Согласно документу, продолжительность рабочего времени физического лица не может превышать двенадцать часов с момента получения службой заказа легкового такси информации о готовности этого лица к выполнению заказов легкового такси. Другими словами — никаких больше критических двадцати- и тридцатичасовых переработок. Кроме того, рабочее время таксиста обязательно должно быть разделено на части. Сколько их будет и насколько они будут долгими, водитель решает сам, требований тут только два: на первый перерыв можно уйти не позже чем через пять часов после начала смены, а сами перерывы в сумме не должны превышать все тех же пяти часов.

«Принятие проекта постановления упорядочивает деятельности перевозчиков легковых такси, минимизирует риски причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, причинения экономического ущерба при возникновении дорожно-транспортных происшествий с участием легковых такси», — отмечается в пояснительной записке.

По словам председателя межрегионального профсоюза работников общественного транспорта «Таксист» Ярослава Щербинина, инициатива, безусловно, важная и нужная. Так, в России запрет на вождение в состоянии усталости даже вынесен в отдельный пункт  Правил дорожного движения. А в Европе с 2022 года запрещено продавать автомобили без специальных систем безопасности, напоминающих человеку о том, что пора отдохнуть. Однако одними лишь новыми требованиями проблему решить не удастся.

«Во-первых, множество водителей сотрудничают одновременно с несколькими агрегаторами, — отметил Щербинин в беседе с  «Парламентской газетой». — И ничто не мешает им, например, «уйти на перерыв» в одном и в это время выполнять заказы для другого. Или брать несколько смен подряд у разных компаний».

Что изменится для автомобилистов и пешеходов с 1 марта

Фильтр для водителей

Второй момент — многие таксисты используют в качестве рабочего транспорта свои личные автомобили. Как в их случае разделять рабочее время и время, когда человек занимается своими делами?

«Скажем, я закончил на сегодня работать и еду забирать ребенка из детского садика, — приводит пример эксперт. — Но у агрегаторов сейчас нет никакой возможности, никакого функционала, который позволял бы водителю официально закрыть смену, — чаще всего человек, чтобы уйти с линии, просто выходит из приложения и перестает принимать заказы. То есть чисто технически я все еще работаю. А теперь представим, что меня останавливает ГИБДД. И я на ровном месте попадаю на штраф за несоблюдение установленных норм времени управления транспортным средством и отдыха».

Теоретически инспектору можно было бы предъявлять телефон с выключенным приложением. Но убедительным доказательством невиновности водителя это не станет. Во-первых, его можно выключить сразу — только заметив пост ДПС, во-вторых — некоторые водители имеют при себе не один телефон, а сразу несколько. Не станет же инспектор обыскивать человека и автомобиль, верно?

«На мой взгляд, решением проблемы мог бы стать запуск некой автоматической системы, которая собирала бы информацию о водителях, находящихся на смене, — предложил свое видение ситуации Ярослав Щербинин. — К слову, в Москве такая система существует — она называется КИС «АРТ». Когда водитель там регистрируется, ему присваивается единый ID для сотрудничества со всеми таксопарками и агрегаторами. Соответственно, если система видит, что человек пытается работать сразу на несколько компаний и находится на смене дольше установленного времени — она его блокирует. Там есть, конечно, свои недостатки и подводные камни, но в целом система вполне функциональная».

С тем, что инициатива Минтранса требует доработки, согласились и в Госдуме. Правда, как уберечь водителей от неправомерных штрафов, депутаты пока не знают.

«В новом законе о такси, который должен вступить в силу в этом году, есть пункт о создании специальных реестров автомобилей и водителей, — пояснил в разговоре с «Парламентской газетой» заместитель председателя Комитета по транспорту Рафаэль Марданшин. — На мой взгляд, не будет ничего сложного в том, чтобы через общую федеральную систему поставить некий фильтр или барьер, чтобы одна и та же машина и один и тот же водитель не были в итоге зарегистрированы у разных агрегаторов».

По словам парламентария, о том, как именно этот фильтр-барьер мог бы работать, говорить пока рано.

«Мы это еще не обсуждали, но раз такая проблема есть и есть запрос от профессионального сообщества — думаю, стоит этим заняться», — подчеркнул Марданшин.

Президент автомобилей