Педагогическое волонтёрство может стать общероссийским движением
В рамках Года волонтёрства в Курске 19 февраля прошёл масштабный форум педагогов-добровольцев
ВИКТОР КАРАМЫШЕВ. ФОТО: ПГ / ЮРИЙ ИНЯКИН
В Курск на масштабный форум педагогов-волонтёров съехалось более 300 неравнодушных учителей Черноземья. О том, как прошло мероприятие, что такое педагогическое волонтёрство и чем оно отличается от привычного добровольчества, «Парламентской газете» рассказал организатор форума, депутат Госдумы Виктор Карамышев.
- Виктор Николаевич, как пришла идея провести такой форум?
- Идея зрела давно. Ещё в 2009 году по моей инициативе был создан педагогический фестиваль «Алый парус», который каждый год собирает в Курске несколько тысяч учителей со всего Черноземья. Это уникальная площадка, которая не только даёт возможность педагогам пообщаться друг с другом, обсудить проблемы и поделиться опытом, но и позволяет поддержать творческие инициативы учителей. На самом деле у нас очень много неравнодушных педагогов, которые в своей работе не ограничиваются преподаванием своего предмета, а стараются интересовать детей, привить им нравственные ценности, положительные качества.
- То есть занимаются тем самым педагогическим волонтёрством?
- Да. Создают школьные добровольческие движения, члены которого ухаживают за памятниками и воинскими захоронениями, ищут останки солдат, пропавших без вести во время войны, работают волонтёрами в Доме малютки, занимаются экологическими проблемами. Кстати, в этом году вся страна отмечает знаменательную дату — 75-летие победы в Курской битве. И мы планируем создать специальную площадку в Интернете, где будет интерактивная карта, будет собрана информация о местах боевой славы, солдатских захоронениях, памятниках ВОВ на территории нашего региона и так далее. Вся эта работа будет вестись в рамках президентского гранта, который выиграл мой педагогический проект «Алый парус».
- На вашу деятельность обратили внимание на федеральном уровне?
- «Алый парус» уже выигрывал президентский грант в 2015 году, и вот сейчас мы получили поддержку главы государства во второй раз. На этот раз мы сместили акцент в сторону добровольчества, поскольку этот год объявлен Владимиром Путиным Годом волонтёрства. На самом деле волонтёры — это люди, которые окружают нас повсюду, они живут и работают рядом с нами, а параллельно занимаются значимыми общественными делами. Как отметил российский президент, волонтёры становятся партнёрами государства. Мы много слышим о том, как они в свободное время трудятся в больницах, ищут пропавших людей, строят храмы.
- Можно ли говорить, что педагогическое волонтёрство — это своего рода новое направление добровольчества?
- Безусловно. Про педагогов-волонтёров практически не говорят. А ведь их тысячи по всей стране. И их миссия очень ценна. Важно, чтобы они не просто учили своему предмету, но и прививали ученикам такие качества, как ответственность, отзывчивость, сопричастность. Это возможно только через совместную добровольческую работу, проводимую вне школьных стен. Кстати, когда между учителем и учеником возникает доверие, устанавливаются дружеские отношения, это благоприятно влияет на эмоциональный климат в классе. К сожалению, сегодня нередки случаи агрессии со стороны подростков. Часто это происходит из-за того, что родители заняты собой и своей работой, школа исполняет лишь свои непосредственные обязанности, а в свободное время ребёнок предоставлен сам себе: зависает в Интернете или проводит время в сомнительных компаниях.
- Чем стал полезен форум для педагогов?
- Ну во-первых, мы лишний раз заявили о том, что есть такая форма добровольчества — педагогическое волонтёрство. Во-вторых, мы рассказали и наглядно показали, какие проекты уже действуют в области, что они реальные и привлекательные для школьников. И в-третьих, мы провели мастер-классы и специальные семинары для тех педагогов, кто ещё не имеет опыта в такой работе, но очень хочет присоединиться к коллегам-добровольцам. Педагогическое волонтёрство по праву может стать общероссийским движением, которое поможет современной молодёжи выбрать правильные ориентиры в жизни.
Варианты ответа | % |
Потребность помогать людям/животным |
73,4 |
Наличие большого количества свободного времени |
37,9 |
Значимость и социальное одобрение |
36,2 |
Доброе сердце |
0,5 |
Достойное поощрение |
1,6 |
Затрудняюсь ответить |
2,7 |
* Опрос производился Центром регионального развития Курской области в январе 2018 года. Опрошено 560 человек.