Пленарное заседание Госдумы

13:43Законопроект о штрафах для военпредов за срыв оборонзаказа прошел второе чтение

13:25Законопроект о запрете рекламы у иноагентов прошел второе чтение

Павел Федяев: Самокатчики должны пройти аттестацию на знание ПДД

При этом кикшеринговые компании нелишне будет обязать выдавать любителям быстрой езды защитные шлемы

23.07.2023 12:00

Автор: Валерий Филоненко

Павел Федяев: Самокатчики должны пройти аттестацию на знание ПДД
Павел Федяев. © Игорь Самохвалов/ПГ

С каждым годом на российских дорогах становится все больше средств индивидуальной мобильности, а вместе с ними растет и статистика аварий. Вместе с тем электросамокаты — это современный вид транспорта, который, если его правильно регулировать, гармонично впишется в городскую инфраструктуру. Не в последнюю очередь это зависит от сознательности самих горожан, предпочитающих передвигаться по тротуарам с ветерком. Прежде чем взять напрокат средство передвижения с моторчиком, им следует пройти обучение и аттестацию, подтверждающую знание правил дорожного движения. Об этом в пресс-центре «Парламентской газеты» рассказал первый зампредседателя Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Павел Федяев 20 июля.

- Павел Михайлович, количество аварий с электросамокатами с каждым годом увеличивается. Есть ли понимание, как сделать модное средство передвижения более безопасным?

- У нас с марта действуют изменения в правилах дорожного движения, где средства индивидуальной мобильности признаны транспортным средством, появились также штрафы за нарушения. То есть мы живет уже 4 месяца с новыми правилами, но многие о них даже не знают. Поэтому прорабатываем вопросы с отдельными кикшерингами — теми, кто сдает самокаты в аренду, — чтобы они сделали информирование о новых правилах обязательным. Самокатов становится все больше. Это современный транспорт, который, если его правильно регулировать, гармонично впишется в городскую транспортную инфраструктуру. 

- В Общественной палате предлагают вводить права для самокатчиков. Насколько мера оправданна?

- Лично мое мнение: если мы разрешаем ездить по дорогам, если это транспортное средство, то определенное обучение и аттестацию, подтверждение того, что человек знает, как выглядят дорожные знаки и что они означают, нужно вводить. И шлем, я считаю, нужно носить, потому что речь идет о безопасности граждан.

- То есть обязать кикшеринговые компании пристегивать к самокатам ударопрочные головные уборы?

- Пока не совсем понятно, как этот вопрос решать технически. Вопросы остаются. Нужно посмотреть, как покажут себя новые правила, которые мы ввели, будет ли необходимость вводить дополнительное регулирование. Понаблюдаем за правоприменением и уже тогда будем принимать решение.

- В весеннюю сессию был принят закон, расширяющий возможности бесплатного проезда по платным дорогам. Кого касаются поправки?

- Ранее закон позволял бесплатный проезд по платным дорогам только экстренным службам — пожарным, МЧС, скорой, полиции. Мы добавили школьные автобусы, по инициативе партии «Единая Россия». С 1 сентября 2023 года они поедут по платным дорогам бесплатно. Также законом предусмотрен, пока в качестве эксперимента, бесплатный проезд электрических автомобилей на некоторых дорогах.  

- Скоро заработает закон о такси с множеством новаций. Можете оценить их эффективность по части безопасности и комфортности для пассажиров?

- Закон о такси, напомню, мы приняли в конце декабря прошлого года, но вступает он в силу только в сентябре этого года. До этого, скажем прямо, эта сфера была не до конца отрегулирована. Закон же вводит требования к службам заказа, водителям и собственникам автомобилей. В том числе речь идет о создании единых реестров, в которые будет внесена вся эта информация. Еще одно нововведение — страховка. Напомню: ранее на общественный транспорт распространялось не только ОСАГО, но и ОСГОП - страхование причинения вреда пассажирам. Та такси это не распространялось. В весеннюю сессию мы приняли закон, правда, с отложенным сроком вступления в силу — с сентября 2024 года, который предполагает страхование здоровья и ущерба, нанесенного пассажирам на сумму до 2 миллионов рублей. В рамках ОСАГО, напомню, сумма максимальной компенсации прежде не превышала 500 тысяч рублей.

- Качество услуг такси в свете новых правил также должно повыситься?

- Это мы предусмотрели в принятом в весеннюю сессию законе о порядке обмена иностранных водительских прав. В России через каждые 10 лет нужно проходить медицинское освидетельствование. Но есть страны, где таких требований нет. А за 10 лет может зрение ухудшиться, еще что-то, а проверять никто не проверяет. Мы прописали этот порядок. Если прошел год с момента въезда человека и получено гражданство или вид на жительство, то будь добр, сдай теорию — для ведения профессиональной деятельности, в том числе для работы таксистом. Соответственно, это тоже дополнительные требования к качеству людей, которые управляют транспортными средствами на дорогах.

- То есть все приезжие водители, которые работают в России, должны будут получить новые права?

- Венскую конвенцию о безопасности дорожного движения подписали более 160 стран, и у каждого государства есть разные требования. В нашей стране для коммерческой деятельности граждане большинства стран должны будут сдать теорию и пройти медицинскую комиссию. По своим национальным правам в нашей стране могут работать граждане Белоруссии.

- А требования по знанию топонимики к таксистам-гастарбайтерам закон предъявляет?

- В законе о такси мы прописали, что этот вопрос передается на усмотрение регионов и муниципалитетов. При выдаче разрешения на управления они могут прописывать дополнительные требования. В том числе по внешнему виду такси, каким оно должно быть — белым, зеленым или желтым. Также могут быть дополнительные требования по аттестации, но необязательно, чтобы они касались только водителей, приехавших из других стран.

- Приятно было бы еще услышать, что поездки в такси станут дешевле. Закон как-то регламентирует расценки?

- Нет, стоимость не регулируется. Это не может быть предметом закона. Главная наша задача — это безопасность. Достаточно большая доля рынка прежде находилась в серой зоне. Не всегда было понятно, застрахован автомобиль или нет. Соответствует ли водитель требованиям или нет.

- Кстати, о требованиях. Кто сможет работать таксистом?

- Согласно закону, водителями могут быть и индивидуальные предприниматели, и самозанятые, чего раньше не было, и, соответственно, юридические лица. По оценкам экспертов, в этой сфере сегодня работают порядка 400-500 тысяч человек.

Читайте также:

• Каршеринг не исключение: должны быть аптечка и огнетушитель

- Какие ограничения законом предусмотрены по перевозкам пассажиров?

- К перевозкам не допускаются водители, имеющие три неоплаченных штрафа. Также не смогут работать таксистами люди, ранее совершившие тяжкие преступления. Не сможет предоставлять услуги по перевозкам человек, который не находится в реестре. Этим мы обеспечиваем дополнительную безопасность нашим пассажирам. Такси — это все-таки больше для пассажиров, а не для собственников автопарков или служб заказа.

- Предполагается ли какая-то ответственность служб заказа за нарушение закона?

- Недавно мы приняли поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые предполагают крупные штрафы для служб, если они передали заказ водителю, который не зарегистрирован в соответствующем реестре. А чтобы быть в реестре, должна быть страховка, необходимо пройти аттестацию и выполнить ряд иных условий. Всего будет три реестра, где будут зафиксированы водители, собственники транспорта и службы заказа. Они все будут объединены.  

Правда за нами