Все о пенсиях в России

13.04.2024Кому повысят пенсии с 1 мая

12.04.2024В мае некоторое юбиляры получат доплату к пенсии

09.04.2024Детям-инвалидам погибших участников СВО хотят дать право на двойную пенсию

Пассажиров такси застрахуют на два миллиона

Легковые такси наравне с метро и другими видами пассажирского транспорта включат в систему обязательного страхования ответственности перевозчиков

17.10.2018 17:44

Автор: Геннадий Мельник

Пассажиров такси застрахуют на два миллиона
Фото: РИА Новости/Наталья Селиверстова

Таксомоторная компания или индивидуальный предприниматель, получившие разрешение на перевозку легковым такси, не смогут заниматься этой деятельностью, пока не застрахуют свою ответственность минимум на два миллиона рублей за причинение вреда жизни каждому пассажиру. Соответствующий законопроект Госдума приняла в первом чтении 17 октября.

Таксисты лидеры по авариям

По словам главы Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Сергея Жигарева (ЛДПР), сегодня остро стоит проблема безопасности пассажиров, пользующихся услугами такси. Количество занятых в отрасли в 2016 году составило около 600 тысяч человек, это на 25 процентов больше, чем в 2015 году. При этом таксисты попадают в аварии в три раза чаще, чем обычные автомобилисты. Ежегодно 30 процентов таксопарка разбивается в ДТП. «Таксисты работают на износ, пьют энергетические напитки, засыпают за рулём, — пояснил Сергей Жигарев. — Пассажир же практически не защищён».

Уставший водитель заказов не получит
Дело в том, что такси — это единственный вид пассажирского транспорта, который не попадает под действие закона об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков (ОСГОП). В результате пострадавшие пассажиры такси защищены только законом об ОСАГО, согласно которому максимальная компенсация за гибель человека составляет полмиллиона рублей, в то время как по закону об ОСГОП — 2,025 миллиона рублей.

Комментируя инициативу, председатель Госдумы Вячеслав Володин отметил, что современный рынок такси активно развивается, но вместе с популярностью этого вида транспорта растёт и количество аварий с его участием. Законопроект приравнивает пострадавших при перевозках в такси к пострадавшим при перевозках в автобусах и метрополитене, что позволит им рассчитывать на более адекватные компенсации.

Библия для таксистов

Однако это лишь первый шаг на пути наведения порядка в сфере таксомоторных перевозок. Депутаты в ближайшее время рассмотрят проект закона, регулирующего работу всей отрасли: профильный комитет Госдумы рекомендовал принять документ в первом чтении.

По словам одного из авторов законопроекта депутата Вячеслава Лысакова, в настоящее время деятельность такси регулируется разрозненными нормативными актами: Федеральным законом №69, по которому таксисты обязаны получать разрешения и несут ответственность за нарушение правил, а также целым рядом региональных нормативных актов. Спустя несколько лет эксперты и депутаты признали, что закон нуждается в доработке. Был подготовлен новый закон, который прошёл первое чтение в 2014 году, но до второго не дошёл из-за разногласий между экспертами и чиновниками. В июне 2018 года доработанный законопроект внесли в Госдуму заново.

Что спасёт пассажиров от нелегальных маршруток
«Это будет базовый закон для такси, — пояснил «Парламентской газете» зампред Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов. — Остальные законы отпадут и все будут жить по одному. Принимается библия для таксистов».

Сегодня на рынке такси работают две группы. Это таксомоторные компании и агрегаторы услуг такси. Последние заключают договоры с таксопарками либо с частными водителями, зарегистрированными как ИП.

По мнению авторов законопроекта, новые технологии изменили структуру услуг таксомоторных перевозок, сделав заказ такси более удобным для клиента, но одновременно привели к снижению контроля за работой водителя и нарушению норм транспортной безопасности. По сути, агрегаторы связи — это система бесконтрольных перевозок без какой-либо ответственности. Владельцам таких сервисов всё равно, кто приедет на вызов к клиенту, есть ли у него разрешение на работу и российские права. Контроль требует вложения дополнительных средств, а агрегатор нацелен на получение быстрых денег.

Рынок таксомоторных перевозок изменится

Законопроектом предлагается установить для всех участников рынка такси, в том числе сервисов-агрегаторов, одинаковые правила, что позволит защитить интересы профессионального сообщества, пассажиров и государства.

Агрегаторы будут обязаны размещать свои серверы на российской территории.

Так, вводятся требования к деятельности агрегаторов и операторов, которые принимают и передают заявки на перевозку пассажиров. Документ не позволяет регулировать рынок такси из-за рубежа, как это происходит сейчас. Все агрегаторы, включая иностранные компании, должны быть зарегистрированы на территории России в налоговых органах.

«Также агрегаторы будут обязаны размещать свои серверы на российской территории, что не только обеспечит необходимый порядок хранения информации, содержащей персональные данные наших граждан, но и позволит контролирующим органам в установленном законом порядке осуществлять блокировку сайтов и их «зеркал», если есть нарушения», — рассказал «Парламентской газете» Вячеслав Лысаков.

0,7 процента ВВП составляет вклад сферы такси в российскую экономику.

Устанавливается запрет на передачу информации о заказе такси лицам без разрешения на эту деятельность. «Агрегатора оштрафуют за это на 200 тысяч рублей, а «бомбилу» на 30 тысяч рублей», — рассказал депутат. Если в течение года нарушение повторится, штрафы возрастают до 500 тысяч и 50 тысяч рублей соответственно. Владельцев такси оштрафуют в размере до 200 тысяч рублей и за нарушения обработки информации о заказе легкового такси с использованием баз данных.

Выживут ли Яндекс.Такси, Uber, Gett Taxi и другие сервисы заказов, после принятия нового отраслевого закона, который некоторые эксперты считают слишком жёстким? По словам Лысакова, при подготовке документа анализировался опыт почти ста стран, и для законопослушных компаний он не несёт никаких угроз.

Тем не менее возглавляющий рабочую группу по законопроекту первый зампред думского Комитета по транспорту Виталий Ефимов полагает, что в дальнейшем в законопроекте предстоит многое корректировать поправками — вплоть до половины текста.

В свою очередь, глава комитета и соавтор законопроекта Евгений Москвичёв надеется, что несмотря на то что к документу очень много вопросов, его следует принимать в первом чтении. «Закон о легковом такси в России нужен», — подчеркнул он.

29 октября законопроект будет обсуждаться в Общественной палате.