Палехские узоры и богородская игрушка могут появиться на улицах российских городов

Народные промыслы занесут в реестр и введут для них особую правовую охрану

19.06.2019 12:29

Автор: Светлана Заверняева

Палехские узоры и богородская игрушка могут появиться на улицах российских городов
Скульптура «Мишка на дереве». Фото: богородскаярезьба.рф

Сегодня закон ограждает от подделок только товарный знак, то есть готовые изделия. При этом художественные особенности, отличающие, например, семёновских мастеров от богородских или палехских: уникальная роспись, орнаменты, стилистика исполнения — законом не охраняются. Отсюда — огромное количество товаров «под гжель и хохлому», заполонивших рынок. Меры защиты народных промыслов и способы использования их на законных основаниях при оформлении городского пространства предложили на «круглом столе» в Госдуме, организованном Комитетом палаты по культуре.

Как появляются подделки

Палехская лаковая миниатюра, городецкая игрушка и семёновская матрёшка известны далеко за пределами нашей страны. Между тем легальные производители вынуждены годами судиться с компаниями и отдельными предпринимателями, которые без зазрения совести используют узнаваемые образы в «авторских» коллекциях одежды или при оформлении ресторанов и магазинов. Современные компьютерные технологии позволяют срисовать любую картинку. А вот защитить авторское право на знаменитые узоры на узнаваемом фоне — совсем непросто.

На одно из заседаний суда директору предприятия, занимающегося росписью, Елене Краюшкиной пришлось прийти вместе с художником. Он прямо в зале нарисовал растительный орнамент, отличающий хохломскую посуду и игрушки от изделий других мастеров. Только получив такие неопровержимые доказательства, суд вынес решение в пользу правообладателей.

Если бы авторское право было защищено, начиная от рисунка и орнамента, а те, кто его используют, платили отчисления правопреемникам жостовских и палехских мастеров, то контрафакта на прилавках было бы гораздо меньше, а полученные средства шли на развитие ремёсел, утверждают представители организаций народных промыслов. Сегодня помощь от государства таким предприятиям ограничивается выделением субсидий. Но на всех бюджетных средств не хватает — по данным Ассоциации народных художественных промыслов России, средства получают всего 22 процента организаций. Из-за низкой зарплаты молодёжь не горит желанием учиться росписи и лепке.

Необходимы законодательные решения, которые позволят организациям — правопреемникам гжельских и палехских мастеров быть конкурентоспособными, сохранить трудовые коллективы и платить сотрудникам достойную зарплату, считает директор центра поддержки предпринимательства и народных художественных промыслов Елена Кувшинова.

Каждый промысел станет эталоном

На 17 процентов за последние 5 лет сократился объём производства народных промыслов.
Такой механизм, как стало известно на «круглом столе», разрабатывает Минпромторг. Инициатива ведомства направлена на пресечение контрафакта и незаконного использования художественных решений народных промыслов лицами, которые не имеют отношения к отрасли.

Законопроект предполагает создание реестра образов народных промыслов. «Для этого технологию каждого промысла опишут как эталон, а затем будут смотреть, насколько она соблюдается изготовителями», — пояснила замминистра промышленности и торговли Гульназ Кадырова.

Авторы документа также намерены ввести в законодательство понятие «оригинальная продукция народных художественных промыслов» и поправки, обеспечивающие особую охрану художественных образов Палеха, Жостово и других известных промыслов.

В Госдуме поддерживают идею о защите художественных промыслов и предлагают использовать их, разумеется, на законных основаниях в оформлении российских городов.

По мнению главы Комитета Госдумы по культуре Елены Ямпольской, уникальные графические и цветовые решения, отличающие Палех, Гжель, Жостово, Хохлому, Городец и Златоуст, необходимо гармонично вписать в современное публичное пространство.

«Нужно вернуть это в общественное сознание, в повседневный культурный обиход. Такая стилистика приятна глазу, создаёт повсюду ощущение родного дома и благоприятной, безопасной среды», — считает парламентарий. Детская площадка, уверена она, оформленная в традициях богородской игрушки, гораздо лучше влияет на психику ребёнка, чем выкрашенные в яркие цвета горки и качели.

Первоочерёдные вопросы, которые, по мнению Елены Ямпольской, необходимо решить на законодательном уровне, — кто должен получать деньги за использование художественных образов: предприятие или территория, где развиты такие промыслы, и как добиться, чтобы они вкладывались в сохранение и развитие лучших художественных традиций.

Ответы на эти вопросы, как рассчитывают парламентарии, будут содержаться в резолюции, положения которой могут стать основой для будущих законопроектов.

Просмотров 1978