Оспорить действия чиновников в суде помогут простые правила

Ответить заставят не только за письменные, но и устные неправомочные решения

24.07.2022 00:00

Автор: Инесса Фотева

Оспорить действия чиновников в суде помогут простые правила
  © pexels

Алгоритм, который поможет победить в спорах с госорганами, уточнил Пленум Верховного суда. Соответствующее постановление ведомство опубликовало на своем сайте. В каких случаях и куда подавать иск, как восстановить процессуальные сроки и вернуть излишне уплаченные налоги, разбиралась «Парламентская газета».

Кто и на кого может подать в суд

Призвать к ответу за решения, действия и бездействие можно органы государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, наделенных публичными полномочиями.

В этом же списке органы, не имеющие статуса юридического лица: межведомственные, экзаменационные, призывные комиссии, Высшая аттестационная комиссия, комиссии по разработке территориальных программ обязательного медицинского страхования. А еще — организации, которые оказывают психиатрическую помощь и выявляют противопоказания к управлению транспортным средством, противотуберкулезные диспансеры, медико-санитарные части Федеральной службы исполнения наказаний и бюджетные учреждения, связанные с определением кадастровой стоимости.

«Суды при рассмотрении дел по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства (КАС) РФ, главы 24 Арбитражного процессуального кодекса (АПК) РФ разрешают споры о правах, свободах и законных интересах граждан, организаций, неопределенного круга лиц в сфере административных и иных публичных правоотношений», — говорится в постановлении пленума. При этом уточняется, что под защитой не только нарушенные, но и оспоренные права.

Современные технологии в помощь

Стереотип беззащитности гражданина перед властью действительно существует. Он возник еще в советский период, и такое мнение было в определенной мере оправдано.

«Сейчас ситуация коренным образом изменилась. Чиновники при принятии управленческих решений ограничены возложенными на них полномочиями и законодательно связаны определенными процедурами», — отметил в беседе с «Парламентской газетой» председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас.

За последние 20 лет качественно преобразилась правовая база взаимодействия граждан с государственным аппаратом, подчеркнул сенатор.

Андрей Клишас © пресс-служба Совета Федерации

«В законодательстве нашли отражение различные административные процедуры. Были приняты регламенты оказания государственных услуг, типовые правила взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, проводится мониторинг качества предоставления государственных и муниципальных услуг. Существенное развитие получил порядок рассмотрения обращений граждан», — уточнил «Парламентской газете» Андрей Клишас.

Не только россиянам, но и иностранцам, лицам без гражданства законодатели предоставили ничем не ограниченное право обращаться в государственные органы. Нет и препятствий по срокам подачи жалоб или их количеству. Процедура бесплатная, что делает ее максимально доступной для населения.

«При этом граждане не должны доказывать факт нарушения законодательства, разбираться во всех нюансах государственного управления. Эта обязанность возлагается на государственный орган», — пояснил Клишас.

Сенатор напомнил о внесенных в конце прошлого года поправках в Кодекс административного судопроизводства. Теперь административное исковое заявление, равно как и другие документы, можно подать в суд в электронном виде. Это можно сделать через портал госуслуг или через Государственную автоматизированную систему «Правосудие». Предусмотрена возможность знакомиться с материалами административного дела, направлять судебные извещения в электронном виде. В форме электронного документа может быть выполнен судебный приказ. Закреплен вариант удаленного участия в заседании с помощью видеоконференцсвязи и систем веб-конференции.

Что может стать предметом разбирательства

Обжаловать можно решения, которые органы и отдельные сотрудники принимают единолично и коллегиально, обнародуют письменно и устно, а также в электронном виде в Интернете, в том числе в автоматическом режиме.

Солидная доля исков связана с финансовыми претензиями. Например, когда речь идет о возврате излишне уплаченных или взысканных налогов и таможенных платежей, страховых взносах и исполнительском сборе, выплате компенсации за незаконные решения, действия или бездействие. Пленум конкретизирует: требования о возмещении вреда, причиненного властями, должны предъявляться отдельным иском.

Причина обращения в суд — и действия, которые ограничивают права и интересы граждан. Пленум ВС приводит пример — организацию дорожного движения. Имеется в виду установка технических средств, в том числе дорожных знаков и ограждений, строительство и обустройство пешеходных переходов, согласование работы светофоров и управление ими. Так, перенос наземного пешеходного перехода могут признать незаконным, если орган местного самоуправления не учел все обстоятельства, влияющие на безопасность перемещения.

Не меньше проблем возникает и из-за бездействия госорганов: нежелания рассматривать обращения, сообщать о решении, а то и вовсе его принимать. Это тоже повод привлечь к ответственности.

Испортил реестр — заставят поплатиться

Часто обжалуют записи в реестрах — Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). Пленум обратил внимание на типичные ситуации:

- ошибки в ЕГРН о праве на недвижимость или обременении;

- расхождение информации о юрлице в ЕГРЮЛ и документах на регистрацию;

- запись в ЕГРЮЛ о ликвидации юрлица как недействующего, несмотря на возражения кредитора;

- отказ регистрирующего органа вносить сведения, невзирая на наличие необходимых документов.

Не все знают, что суд может обязать ответчика выплатить определенную денежную сумму на случай, если он не исполнит решение. Такое возможно, если речь идет о:

- подготовке схемы расположения земельного участка;

- разработке проекта договора или соглашения;

- кадастровых или регистрационных действиях;

- исправлении реестровой ошибки.

Мера не применяется при оспаривании актов, решений и действий налоговых, таможенных, антимонопольных органов, органов государственного и муниципального контроля.

Даже не стоит пытаться

Пленум ВС перечислил варианты, когда иски не будут рассматривать с учетом положений КАС и АПК.

Это касается:

- решений в рамках производства по уголовному делу, которые можно оспорить по статье 125 Уголовно-процессуального кодекса;

- отказов в амнистии отбывающим или отбывшим наказание;

- решений, для которых порядок обжалования установлен Кодексом об административных правонарушениях и главой 25 АПК «Рассмотрение дел об административных правонарушениях»;

- решений, принятых в рамках производства по делу об административном правонарушении.

Есть еще нюансы. Нельзя оспорить акты налоговых и таможенных проверок, контрольно-надзорных мероприятий в рамках закона о госконтроле. Это относится и к документам, подтверждающим какие-либо обстоятельства, например правовой статус гражданина или организации. Допустимо лишь обжалование принятых по их результатам решений.

Время на обжалование могут восстановить

Срок подачи иска исчисляется на следующий день после того, как стало известно о нарушении. Почему он пропущен, суд может выяснить без участия сторон.

Возвращение административного иска другим судом из-за его неподсудности, неправильно составленного текста и некомплектности приложенных документов не считается уважительной причиной. Другое дело, если отсутствует документ, который вовремя не выдал госорган, или если прокурор пытался решить вопрос с нарушителем напрямую.

Читайте также:

• Госслужащих хотят заставить сдавать экзамен по русскому

Что такое аналогия права и куда нести заявление

Пленум ВС напомнил, что такое аналогия права и какова ее роль.

«В частности, посредством применения аналогии судом могут быть преодолены пробелы, связанные с отсутствием подзаконных актов, определяющих порядок реализации права гражданином или организацией», — постановил пленум. Но такой подход допустим, если не ограничивает интересы заявителя.

Традиционно иск подают по месту нахождения госоргана или должностного лица, в том числе территориального органа федерального ведомства, к которым возникли претензии. КАС позволяет обратиться в суд и по месту жительства гражданина или нахождения организации.

Если спорное решение распространяется на несколько субъектов или всю страну, заявление примут и там, где оно будет исполняться.