Основы культуры
«Невозможно создать документ, регулирующий деятельность всей культуры», — так считает первый заместитель председателя Комитета Госдумы по культуре Елена Драпеко
РФС: Елена Григорьевна, Администрацией Президента готовится программный документ «Основы государственной культурной политики», в котором активное участие принимает в том числе Государственная Дума. Культура — понятие весьма расплывчатое, к тому же у каждого есть собственный взгляд на ее развитие. Как создать документ, который устроил бы всех без исключения?
Елена Драпеко: Думаю, что создать документ, который устроил бы всех без исключения, невозможно, поскольку внутри общества присутствуют совершенно разные позиции и точки зрения. Как мне кажется, мы должны отражать интересы общества в целом, максимального большинства его членов. Мы отстаиваем позицию наших избирателей.
РФС: Люди хотят видеть культуру как сферу оказания неких услуг или в более широком, глобальном, понятии?
Елена Драпеко: В проекте, который обсуждается, мы отстаиваем идею, что культура не только сфера оказания услуг. Во все времена культурная политика государства была направлена на формирование смыслов и ценностей для общества. Документ, подготовленный в недрах Администрации Президента, важный и своевременный. Главная его цель — забота государства об отечественной культуре.
РФС: Что, на ваш взгляд, необходимо в нем изменить или поправить?
Елена Драпеко: Думаю, что документ должен быть в большей степени сосредоточен на проблематике культуры как таковой, как сложнейшего многоаспектного феномена, на ее роли и значении для современного общества и будущих поколений. На конкретных эффективных формах ее поддержки и развития. Также представляется исключительно важным избежать в проекте негативных оценок по отношению к прошлому, к состоянию культуры на разных исторических этапахразвития государства и общества. Необходимо поставить образование и науку во главу угла при решении важнейших задач по развитию российской культуры.
РФС: Как можно поставить образование во главу угла, когда часы преподавания русского языка и литературы стремительно сокращаются?
Елена Драпеко: Именно поэтому в документе и нужно зафиксировать подход к русскому языку и литературе как к одним из основных предметов в школьной программе, наиболее значимых для культурного развития личности.
РФС: Принцип свободы творчества должен быть зафиксирован в документе?
Елена Драпеко: Безусловно! Это один из важнейших тезисов. Принцип невмешательства в творческий процесс и невозможность оценки творческой составляющей производства культурных ценностей.
РФС: А защита населения от калечащей мировоззрение человека информации?
Елена Драпеко: Это тоже в числе главных задач.
РФС: В этой связи возникает вопрос телевидения и кинематографии. Начнем с телевидения. Было несколько попыток выстроить некую телевизионную политику. Причем подавляющее большинство зрителей высказались за реформирование. Но ТВ по-прежнему продолжает пичкать людей бездарными шоу, ссылаясь на якобы высокие рейтинги. Но тут, мне кажется, как раз тот случай, когда не спрос рождает предложение, а предложение формирует вкусы.
Елена Драпеко: К сожалению, каждый раз эти попытки разбивались о невидимые преграды. Я занималась этим вопросом. Что касается Первого канала, то там есть три крупных держателя государственного пакета акций. Все они госструктуры. Но выработать некую консолидированную позицию между ними не удается вот уже многие годы. И не потому что нельзя, а потому что не хотят. Возможно, кто-то намеренно мешает этому процессу. Может быть, по отдельным вопросам есть общее мнение, но по проблемам нравственности на ТВ они договориться не могут. Остается надеяться, что готовящийся документ поможет сдвинуть этот воз с места.
РФС: Что касается кинематографа. Как можно говорить о каком-то развитии отечественного кино, его влияния на культуру, когда у нас элементарно отсутствует кинопрокат. Он находится в руках американских компаний. И если по СМИ приняли закон, ограничивающий участие иностранного капитала, то тут ничего не происходит.
Елена Драпеко: Расскажу историю, которую все хотят забыть. Существуют Указ Президента РФ и Постановление Правительства РФ, которые никто не отзывал, — «О создании Российской кинопрокатной системы — Роскинопрокат» и о наделении ее финансами для рекламы российских фильмов и кинотеатрами. Примерно двести кинотеатров должно было входить в эту систему. Роскинопрокат создан, люди получают зарплату. Но денег на рекламу им не дали и кинотеатров тоже, поскольку все они приватизированы. Указ не выполнен. И добиться от правительства его исполнения не удается до сих пор.
Впрочем, если говорить о влиянии кинотеатров на сознание и формирование мировоззрения, то они уже этой роли не играют. Если помните, раньше в каждом селе был киноклуб, там показывали новые фильмы, и каждый мог себе позволить их посмотреть, поскольку цена билета была 10-20 копеек. Сегодня такой охват аудитории невозможен. Нельзя в каждом поселке поставить установку 3D. А без современных технологий не привлечь людей в кинотеатр. Они либо дождутся показа фильма по ТВ, либо купят пиратский диск с фильмом и за сто рублей посмотрят его всей семьей, тогда как один билет стоит минимум триста.
Поэтому говорить о кинопрокате как о властителе умов не приходится. Эта роль перешла к телевидению. Вот где необходимо регулирование. Мы всего шестьсот часов в год снимаем для кино и три тысячи шестьсот для телевидения. Сюда входят телесериалы и художественные фильмы, снятые в России. Мы уже вытесняем иностранную кинопродукцию с отечественного телевидения. Такие крупные каналы, как «Россия 1», НТВ, сами производят сериалы и телефильмы. И это естественный процесс.
Другое дело, что более мелкие частные каналы — СТС, РЕН ТВ, ТНТ — не имеют такой возможности. Они, как правило, закупают зарубежную продукцию, которая в «пакете» очень дешевая. В «пакет» обычно включают несколько фильмов, один-два из которых действительно приличные, а остальное весьма посредственное кино, но они и это прокручивают. Тут главный принцип — дешевизна. Такие каналы даже новостные передачи, как правило, монтируют из чужих записей. Поэтому, как мне кажется, не нужно делать резких шагов. Кинотеатр перешел в разряд элитарного искусства. Как классическая музыка. Хотя должна заметить, что, когда я смотрела фильм Федора Бондарчука «Сталинград» и шли батальные сцены, было интересно пользоваться стереоочками, а когда начались актерские психологические сцены, очки стали мешать.
Это наблюдение приводит к выводу, что увлечение исключительно технической стороной возможностей кинематографа иногда мешает ему как искусству. Собственно, это, наверное, даже не открытие сегодняшнего дня. 3D-кино, или как его раньше называли стереокино, известно с семидесятых годов прошлого столетия. Но оно не получило тогда распространения в том числе потому, что это искусство экшена, непрерывного действия, и ему не подвластно философское, неспешное, раздумчивое киноповествование.
Есть еще один важный аспект. Если, к примеру, ввести квоты на показ иностранного кино в прокатной системе, кинотеатры попросту могут разориться. Дело в том, что у них налогообложение, как у бани или фитнес-центра. Они не считаются учреждениями культуры. И в этом, кстати, виноваты сами кинематографисты. Когда писали Федеральный закон «Основы законодательства о культуре», им предложили войти внутрь этого закона, но они отказались. Вся культура получила налоговые преференции, а кинематограф — нет, и мы долгие годы боролись за льготное налогообложение кино. Но и сейчас в городах с численностью меньше ста тысяч населения не выгодно прокатывать киноленты.
РФС: Скажите, а проблема с использованием ненормативной лексики будет как-то отражена в новой концепции? Ведь благодаря принятому парламентом закону на экраны не могут выйти такие ленты, как «Левиафан» Звягинцева, к слову сказать, выдвинутый на «Оскара», и «Почтальон» Кончаловского.
Елена Драпеко: Я не вижу никакой необходимости пересматривать этот закон. Его разработал Станислав Говорухин, и мы его активно поддержали. Говорухин сам очень крупный художник, и он имеет право на такую инициативу…
Кинематограф — публичное искусство. А в публичном искусстве нет места ненормативной лексике.
В конце концов, в России десятилетиями создавали кино, не используя нецензурную брань, и как-то получалось делать великие произведения. Посмотрите любой фильм советского периода — от ленты «Бежин луг» до «Андрея Рублева» — и вы не найдете там площадной брани. Пусть и теперь наши режиссеры и сценаристы поработают головой. А если уж очень не терпится, то, пожалуйста, снимайте на свои деньги и показывайте друзьям и знакомым у себя дома, но не в публичном пространстве. А то у нас в среде творческой интеллигенции зачастую бытует удивительная психология: государство, дай мне денег на кино, а я на них сниму почти порнографическую ленту, где герои разговаривают исключительно матом, и при этом не смей вмешиваться в мой творческий процесс. Но ведь деньги на кинематограф идут из наших налогов. К примеру, вы бы хотели, чтобы ваши дети смотрели фильм, где через слово нецензурная брань, да к тому же попутно идет реклама наркотиков, алкоголя и табака? Не думаю, что кому-то это может понравиться. Именно поэтому мы должны отстаивать интересы тех людей, которые нас выбрали в Госдуму, и мы это делаем.
РФС: Возвращаясь к основам государственной культурной политики. Проблема русской культуры — это не только проблема нашей страны, но и ближнего зарубежья. В странах СНГ остались миллионы людей, считающих русскую культуру родной. Но в последние годы идет очень сильная экспансия Запада. Они находят интересные формы, которые позволяют популяризировать западную культуру, особенно среди молодежи. Я был в Приднестровье, так там Русский культурный центр пустует, а американский ломится от желающих. Как нам быть в этой ситуации?
Елена Драпеко: К сожалению, мы сделали неверный акцент в популяризации русской культуры. Мы пытались ее продвигать в дальнем зарубежье: Германии, Франции, Англии, США. А о своих соотечественниках совсем забыли. Это, помимо прочего, и привело к тому, что сейчас происходит на Украине… США вложили пять миллиардов долларов, чтобы насадить там фашистскую идеологию среди молодежи, написать новые учебники истории, стравить Россию и Украину. А мы в это время устраивали гастроли российских коллективов на Западе, а необходимо было поддерживать и просвещать своих ближайших соседей.
Но мне кажется, что эта тема для отдельного разговора. Тут слишком много проблем для обсуждения. К примеру, есть «зонтичные» организации, такие, как Международный союз писателей, здравствующий и поныне. И несмотря на то, что он не имеет государственной поддержки, продолжает работать и объединять литераторов из стран СНГ Почему не поддержать его? Даже при незначительной помощи государства союз смог бы развернуть активную работу, координацию усилий писателей по созданию произведений, консолидирующих наши народы, а не раскалывающих их. И таких примеров можно привести множество. Но повторяю, это тема для отдельного разговора.
РФС: Не получится ли так, что Основы культурной политики станут декларативным, мертворожденным документом, о котором поговорят, да и забудут.
Елена Драпеко: Такая опасность существует. У нас уже были подобные прецеденты. Документ, регулирующий информационную безопасность, никогда не учитывался при принятии законов. Хотя он был подписан Президентом. В этой доктрине все прописано — культура, традиционные ценности, телевидение и прочее. Поэтому после выхода в свет Основ культурной политики необходимо начать работу по корректировке законодательства. Они должны звучать в унисон друг с другом. Необходимо будет проработать конкретные механизмы ее реализации. И именно так, а не наоборот.
Министерство культуры попыталось предложить новый закон «О культуре», не дожидаясь окончания работы над «Основами культурной политики». К сожалению, должна констатировать, что закон получился сырой. И мы его категорически не поддерживаем. Закон должен быть развитием положений Основ. Мы выслали Минкультуры наши предложения по этому поводу.
РФС: Какая главная претензия к законопроекту профильного министерства?
Елена Драпеко: Невозможно создать документ, регулирующий деятельность всей культуры: частной, государственной, общественной. Мы предлагаем в законе сформулировать основные гарантии государства в отношении культуры. Ошибка Минкультуры в том, что оно попыталось создать документ наподобие Гражданского кодекса, где двести законодательных актов утрамбованы под одну обложку. Это законы институциональные и процессуальные. К примеру, о ввозе и вывозе культурных ценностей. Как ввозить и вывозить, а есть законы о музейном деле, о заповедниках, библиотеках и прочем. Таких законодательных актов очень много, и сводить их в один документ бессмысленно, они в нем попросту не помещаются.
Когда мы сделали анализ предложенного Минкультуры закона, выяснилось, что ничего принципиально нового там нет. Это просто компиляция из старых законодательных актов. Всеобъемлющий кодекс у них не получился, поскольку это сложный документ, а вышла компиляция уже существующего законодательства. Для чего это нужно, непонятно. Там предпринята попытка регулирования таких разных сфер, как творческие поиски художника и, к примеру, промышленное производство крупных архитектурных форм. Это совершенно разные сферы, и они требуют особых подходов. Поэтому Госдума предложила затронуть только те положения, которые вносят что-то новое, а остальной массив законов оставить нетронутым. Для этого и необходимо дождаться появления Основ культурной политики.
У нас были негативные примеры, когда изменения на уровне неправильно поставленной запятой обрушивали целые отрасли. В Налоговом кодексе зоопарки сделали отдельной строкой, выведя из разряда музеев. И это сразу поставило их в совершенно иную систему налогообложения. Наши зверинцы, естественно, завопили нечеловеческим голосом, требуя вернуть их в музейный ряд. Мы бегали, как укушенные, и в конце концов все решилось. Это лишь один пример некорректного вмешательства в законодательство. Если нет насущной необходимости, а ее нет, не следует реформировать законодательство в целом. Сегодня мы не видим, что закон «О культуре» востребован обществом, как, скажем, закон «Об образовании». Стоит только тронуть хоть одну налоговую льготу и все может посыпаться. Минфин никогда не согласует какую-нибудь новую льготу, а отменит старые с великой радостью.
Наши предложения состоят в том, чтобы затвердить положение о том, что государство патронирует культуру, обеспечивает доступ людей к культурным ценностям, гарантирует право граждан на участие в культурной жизни и осуществляет охрану памятников истории и культуры. Работа предстоит еще очень большая, мы в начале пути. Оптимизма придает то, что документ выставлен на широкое народное обсуждение. Это является некой гарантией того, что впоследствии он не станет мертворожденным. Чем больше народа будет вовлечено в его разработку, тем жизнеспособнее он будет.