Объявлен крестовый поход за чистоту и комфорт городской среды
2017 год в России, как мы знаем, Год экологии, а весенний месяц апрель — самое время убраться в нашем общем большом доме. Но сезонной акцией дело не ограничится.
От локального наведения порядка россияне переходят к тотальной приборке. Такое решение приняла власть, выдвинув в число приоритетов национальный проект «Формирование комфортной городской среды».
УКАЗ НА КОЛЕНКЕ
С какого времени в нашей стране стали заботиться о чистоте и благоустройстве? История вопроса уходит в ревность. В Великом Новгороде археологи нашли мостовую X века и водопровод XI века. К тому же столетию относится обнаруженная на территории Кремля мостовая из бревен. С этого началось благоустройство столицы. Прообразом канализации явилось отведение в XIV веке сточных вод из великокняжеской резиденции в центральной части Московского Кремля по специально вырытым каналам в Москву-реку. Понадобилось более пятисот лет, чтобы приступить к массовому внедрению канализации. Прогресс двигался. В эпоху Ивана Грозного длина мощеных улиц в столице едва достигала четырех километров, а располагались они по маршрутам передвижения первых лиц государства. Первым законодательным актом, ознаменовавшим зарождение в столице государственной заботы о благоустройстве, стал «Наказ о градском благочинии» 1649 года царя Алексея Михайловича Романова. При нем же появились и дворники на Руси, к началу ХХ века превратившиеся в уважаемое профессиональное сословие.
9 апреля 1699 года Петр Первый выехал в карете из Кремля и угодил в яму, наполненную мутной водой. Пока слуги вытаскивали экипаж, самодержец на коленке набросал указ «О наблюдении чистоты в Москве и о наказании за выбрасывание сору и всякого помету на улицы и переулки». Жителей обязали следить за чистотой дворов и мостовых, а отходы вывозить подальше за пределы города и засыпать землей. Нарушителей ждали битье кнутом и штраф. Поскольку быстро сказка сказывается, да не скоро дело делается, пришлось Петру через тринадцать лет издавать еще один эдикт с уточнениями. По нему каждые десять дворов избирали своего десятского для надзора за чистотой больших улиц и каждоутреннего сметания мусора.
Императрица Анна Иоанновна обязала чистотой и порядком в застройке Москвы заниматься согласно регулярному плану. Екатерина II не только продолжила благоустроительные попечения в Москве, но и распространила их на всю Россию, учредив в 1785 году городские самоуправления и поручив им заниматься благоустройством городов.
ПОРЯДОК ВЕДЕТ К КОМФОРТУ
По мере смены эпох и общественных строев забота о благоустройстве наполняется новым содержанием. Сейчас мы, например, хотим иметь в публичном пространстве Wi-Fi-зоны. Кстати, по обеспеченности ими Москва дает фору многим европейским столицам. А вот по другим параметрам уступает, как и другие российские города. Первый вицепремьер Правительства РФ Игорь Шувалов на одном из градостроительных форумов признал, что сегодня многие мировые тенденции по созданию комфортной среды проживания обходят Россию стороной. Более того, россиян, как и наших предков, заботит состояние дорог, освещение улиц и придомовых территорий, сбор и вывоз мусора.
Исправить такое положение вещей призван национальный проект по формированию комфортной городской среды. Конечно, это лишь первый шаг в заданном направлении. Теперь вопрос в том, как с учетом отечественных реалий воспринять современные тренды и что сделать, чтобы регионы и муниципалитеты смогли предложить людям мировые стандарты проживания.
Его основные принципы: общественное участие, системный подход, «все начинается с дворов», современные публичные зоны, личная ответственность. Среди первоочередных мероприятий приведение в порядок дворов муниципальных образований, включая озеленение, освещение, украшение придомовых территорий, создание удобных парковочных мест и пешеходных зон, парков, скверов, набережных и других мест массового отдыха.
- Цель проекта «Формирование комфортной городской среды» грандиозна, — говорит вицеспикер Совета Федерации, председатель Совета по местному самоуправлению при верхней палате Галина Карелова. — Предстоит создать условия для системного повышения качества и комфорта городских пространств на всей
территории нашей огромной страны. За 2017-2020 годы планируется осуществить 400 комплексных проектов. В текущем году на это выделяется 20 миллиардов рублей.
В проект должны быть вовлечены населенные пункты численностью от тысячи человек. Чтобы успешно выполнить задачу, необходимо четкое правовое регулирование деятельности по благоустройству населенных пунктов, в том числе органов местного самоуправления всех уровней, эффективные механизмы их взаимодействия с федеральными органами госвласти, органами госвласти субъектов РФ.
В середине апреля в Совете Федерации состоится заседание Совета по местному самоуправлению на тему «Благоустройство территорий населенных пунктов, проблемы и пути их решения». Законодатели, главы регионов и муниципалитетов, представители экспертного сообщества и общественных организаций обсудят широкий круг вопросов, связанных в том числе с реализацией национального приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды».
ЧИСТО ТАМ,ГДЕ УБИРАЮТ
Дворники к началу XX века превратились в уважаемое профессиональное сословие
Фото из открытых источников |
Благоустройство — это еще и формирование инфраструктуры, обеспечивающей комфортное и безопасное проживание для граждан всех категорий и возрастов, включая строительство детских образовательных и медицинских учреждений. Похоже, что скоро власти откажутся от поговорки «Чисто там, где не мусорят» и воплотят в жизнь ее альтернативу — «Чисто там, где убирают». Постоянная уборка территории города — одно из основных направлений благоустройства населенных пунктов.
Минстрой России уже актуализирует свод правил «Благоустройство». Одновременно он вместе с Агентством ипотечного жилищного кредитования разрабатывает единые стандарты («дизайн-коды») благоустройства городов, которые станут основой для изменения качества городской среды. Они определят технические требования к ней и ориентиры дизайна. Стандарты учтут тип города (исторический или на реке). Пилотное внедрение их предусмотрено в 11 городах, где пройдут матчи чемпионата мира по футболу — 2018. Набор новых федеральных стандартов, обязательных для всех регионов, должен быть готов к следующему году.
Наши возрастающие запросы на комфортную среду учитываются и в планировании городского развития. С января этого года вступили в силу поправки в Градостроительный кодекс, устанавливающие минимум допустимого количества объектов коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры для каждой территории (ФЗ-373).
- Очень правильно, что тема благоустройства прочно закрепилась в федеральной повестке, — констатирует президент Общероссийского конгресса муниципальных образований (ОКМО), депутат Госдумы Виктор Кидяев. — Граждане должны быть довольны качеством места своего проживания. Но в законодательстве о благоустройстве есть пробелы. Их следует восполнить не только ради реализации самого проекта, но и для того, чтобы в будущем каждый муниципалитет — и городской, и сельский — мог эффективно реализовать потребности людей в комфортной среде проживания. Прежде всего, надо четко определить ключевые понятия: «населенный пункт», «город» или «городской населенный пункт», «село» или «сельский населенный пункт», «прилегающая территория». Затем надо прояснить, какую именно деятельность закон относит к благоустройству и как здесь разграничена компетенция органов федеральной и региональной власти и разных видов муниципальных образований.
УЧАСТИЕ ЖИТЕЛЕЙ — ДЕЛО ПРИНЦИПА
Не секрет, что до сих пор подавляющее большинство граждан считает, что благоустройство населенных пунктов — это исключительно обязанность властей. А вот Президент РФ Владимир Путин в своем Послании Федеральному Собранию назвал «делом принципа» участие самих жителей в разработке и реализации проектов, в принятии решений по использованию ресурсов, определении приоритетов благоустройства. Это примечательная особенность данного национального проекта.
Практически это выражается в том, что, как сообщил министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Михаил Мень, активность граждан станет одним из условий выделения средств на модернизацию той или иной территории.
Совет Федерации, как палата регионов, счел необходимым подключиться к общей работе и содействовать в реализации национального проекта. По словам Галины Кареловой, «сенаторы намерены уточнить и конкретизировать полномочия муниципальных органов власти в сфере благоустройства, найти стимулы и способы поддержки граждан, готовых участвовать в благоустройстве своих городов, учесть мнения представителей регионов и экспертов. Важно понять, насколько существующий порядок и законодательные нормы соответствуют поставленным задачам, выявить правовые коллизии. Не менее важно участие Совета Федерации в выработке механизмов и законодательном оформлении взаимодействия органов власти с жителями при благоустройстве территорий. Первые 100 проектов предстоит реализовать уже в этом году».
В Омской области общая сумма средств с учетом федеральных составит беспрецедентную для региона сумму — 450 миллионов рублей. Здесь создано движение «Мой Омск», которое ведет сбор предложений от населения. Для Иркутской области предусмотрена федеральная субсидия в 452,3 миллиона рублей, а софинансирование из областной казны — еще 222,8 миллиона рублей. Не менее 2/3 этих средств планируется направить на благоустройстводворов, треть — муниципальных общественных пространств.
На улучшение инфраструктуры в Твери и монопрофильных городских поселениях, которые будут определены по результатам конкурса, федеральный бюджет выделил более 246 миллионов рублей. Вместе с региональным софинансированием общий объем средств приближается к 320 миллионам рублей.
ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ НУЖДАЮТСЯ В УТОЧНЕНИИ
Опыт и проблемы благоустройства городских пространств члены Палаты городов (подразделение ОКМО) 2 марта обсудили на площадке Госдумы, где собрались представители 54 региональных столиц. Речь шла о создании оптимальных правовых условий для такой работы.
Какие же действующие законодательные механизмы нуждаются в совершенствовании применительно к теме благоустройства? Ну например, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
- В нем есть нормы о территориальном общественном самоуправлении (ТОС), — поясняет глава ОКМО Виктор Кидяев. — Добровольные объединения граждан по месту жительства — ТОСы — решают актуальные для данной территории задачи. Их в России более 35,3 тысячи (более 4,5 тысячи — юридически зарегистрированные). Львиная доля работы ТОСов приходится как раз на локальное благоустройство дворов и парков и спортивных площадок. На наш взгляд, ТОСы нужно привлекать к разработке и реализации муниципальных проектов и программ по благоустройству в качестве исполнителей соответствующих общественно полезных услуг (то есть на условиях бюджетного софинансирования).
Второй механизм, который может повысить потенциал и усилить позитивный эффект процесса, — это самообложение граждан, когда люди своими деньгами участвуют в софинансировании проектов и работ по благоустройству и ремонту коммунальной инфраструктуры.
По словам вице-спикера Совета Федерации Галины Кареловой, в принципе важны все аспекты, от которых зависит, чтобы наши большие и малые города стали чище, красивее, удобнее. Законодательству в решении этой задачи отводится очень существенная роль.
Антон Павлович Чехов сто с лишним лет назад мечтал о том, чтобы в человеке все было прекрасно: и лицо, и одежда, и мысли. Теперь этот ряд можно расширить за счет понятия условий окружающей жизни. Судя по всему, из присловья «Красиво жить не запретишь» вскоре уйдет отрицательная экспрессия. Напротив, россиян, если хотите, разными стимулами будут побуждать создавать вокруг себя комплиментарную, то есть удобную и эстетичную, среду. С помощью, естественно, власти.