Обратиться к омбудсмену можно будет через портал госуслуг

В России создадут единый цифровой профиль для уполномоченных по правам человека

Обратиться к омбудсмену можно будет через портал госуслуг

Фото: пресс-служба Совета Федерации

В ближайшем будущем каждый россиянин сможет пожаловаться омбудсмену через портал госуслуг — там организуют постоянно действующий онлайн-приём граждан. Об этом сообщила главный правозащитник страны Татьяна Москалькова на пленарном заседании Совета Федерации 14 апреля. Она не только отчиталась о деятельности уполномоченного по правам человека за прошедшую пятилетку, но и сделала несколько предложений на будущее.

IT-профиль

Количество обращений к федеральному омбудсмену, после которых права людей восстановили, за последние пять лет выросло в шесть раз — до 15 тысяч человек. Такой колоссальный рост свидетельствует, что россияне уверены: омбудсмен и сотрудники его аппарата способны реально защитить их. Как отметила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, такие успехи возможны, если работой руководит не просто профессионал, но и очень сострадательный человек.

Татьяна Москалькова отработала на своём посту уже пять лет, и президент Владимир Путин выдвинул её кандидатуру на новый срок, — утверждать её или нет, теперь решит Госдума. Первый же срок завершился трудным 2020 годом, когда в стране и во всём мире бушевал коронавирус. По словам Москальковой, он заставил аппарат уполномоченного ввести новые форматы работы. Это и постоянная «горячая линия» для россиян, на которую с начала пандемии поступило более десяти тысяч звонков, и рабочие чаты для оперативной координации деятельности.

Читайте также:

• Москалькова оценила возможность создания в России национального суда по правам человека • Шесть новых суперсервисов появится на госуслугах в 2021 году • Осужденным разрешат отбывать наказание рядом с домом

Но, как оказалось, это лишь начало цифровизации в правозащите. Отвечая на вопрос сенатора Вадима Деньгина, какие новые IT-решения могут появиться в ближайшее время, Татьяна Москалькова сообщила: премьер-министр Михаил Мишустин уже поддержал её инициативу создать единый цифровой профиль для всех российских омбудсменов. Напомним, что именно при Москальковой и при непосредственной поддержке Совета Федерации был принят важнейший закон, который задал стандарты работы региональных уполномоченных по правам человека.

Создание цифрового профиля не только синхронизирует работу омбудсменов в России, но и позволит россиянам обращаться к ним через портал госуслуг. Как пояснила Москалькова, за счёт этого каждый человек, если захочет, увидит движение своей жалобы и реакцию на неё со стороны госструктур. А уполномоченные смогут отслеживать, в какие ещё инстанции обращался заявитель и какие ответы получал.

Запрос на «процессуальную» справедливость

Огромное количество жалоб россиян к омбудсмену связано с нарушением процессуального законодательства при расследовании уголовных дел и рассмотрении дел в судах. И это тревожный звонок для властей. «Самый главный запрос у людей сегодня — запрос на справедливость. Не только социальную, но и процессуальную: люди считают, что им неправильно отказывают в возбуждении уголовных дел или неверно прекращают их, не найдя преступника. Это обязательно надо иметь в виду на будущее», — заявила Москалькова парламентариям.

При этом по ряду направлений, где государство предприняло конкретные шаги, количество обращений резко снизилось, — здесь омбудсмен выделила вопросы по расселению аварийного жилья и защите прав дольщиков. Одновременно в пандемию возросло количество жалоб на понуждение людей к увольнению, дистанционному обучению, на отсутствие необходимых лекарств.

Если же брать весь пятилетний срок, то одной из наиболее чувствительных тем стали долги по зарплате, — здесь при прямом участии уполномоченного с 2016 года ликвидировали задолженности на общую сумму 1,3 миллиарда рублей! Наиболее резонансным стало дело о возврате кровно заработанных денег сотрудникам космодрома «Восточный», где долги копились шесть лет.

Также особой темой для омбудсменов в России стала адаптация к свободной жизни людей, вышедших из тюрем. Чтобы уголовное наказание в России предупреждало от новых преступлений, а не вводило окончательно человека в криминал, Москалькова намерена развивать работу центров по социальной адаптации бывших заключённых на местах, — сейчас они работают в Красноярском крае и Татарстане, где людям помогают, например, устроиться на работу. Одновременно омбудсмен планирует создать общероссийский координационный совет по ресоциализации осуждённых.

Демонтаж клеток в судах не нужен

Среди главных законотворческих событий за последние пять лет, помимо закона о региональных омбудсменах, Москалькова отметила принятие поправок о переводе заключённых ближе к месту жительства их родных. И попросила у парламентариев помощи в том, чтобы инспектировать тюрьмы мог не только сам омбудсмен лично, но и его помощники по поручению уполномоченного.

В ответ сенаторы попросили её активно включиться в борьбу с клетками в залах суда, куда помещают ещё не осуждённых людей. Инициатива, авторство которой принадлежит Валентине Матвиенко, ещё в 2018 году обрела вид законопроекта, внесённого в Госдуму. Но с 2019 года его прохождение затормозилось.

Татьяна Москалькова заявила, что знает главный аргумент оппонентов: по их мнению, демонтаж клеток и «аквариумов» в судах влетит государству в копеечку. «Думаю, демонтаж не нужен, — в зале суда можно просто сажать человека рядом с адвокатом. А если мы сталкиваемся с особо опасным рецидивистом, можно и клеткой воспользоваться, здесь не вижу препятствий», — рассудила омбудсмен. И рассказала, как в Киеве, когда судили Кирилла Вышинского, в итоге отпущенного при посредстве российского омбудсмена на свободу, она воспользовалась международной нормой и потребовала вывести журналиста из клетки в суде. И это требование было выполнено.

#госуслуги #правозащита

Просмотров 4874

14.04.2021 15:45