Новые пенсии на старый лад
Злое проклятие — жить тебе на одну зарплату. А как тогда жить россиянину на одну пенсию, если она всего треть той самой скудной зарплаты.
Ни авторы и сторонники пенсионной реформы, вступающей в силу с 1.01.2015 года, ни их оппоненты не дают ответа на этот вопрос

Дело о трех триллионах
Спорили вокруг реформы горячо и долго. Приступить к ней собирались еще в 2013 году, потом отложили на год и еще раз на год. Специально для того, как заметил глава Правительства Дмитрий Медведев, чтобы «донастроить» новую систему. Как человек, лично заинтересованный в ее эффективности, внимательно отслеживал эту «донастройку». Но ответа, как жить на треть даже средней по стране зарплаты, не «выследил». В конце концов осознал ошибочность самого вопроса. Поскольку с потерей зарплаты жизнь ветерана переходит в иную сферу — в дожитие, которое, по определению правительства, должно продолжаться (с 1.01.2015 г.) 252 месяца — 21 год. Слава Богу, есть еще силы работать и жить не на одну зарплату, а еще и на пенсию.
Вся «донастройка» реформы свелась к острейшему спору чиновников высшего ранга вокруг накопительной части пенсии. Так ее пока еще называют, а с первого января она станет самостоятельной — накопительной пенсией. Напомню, что до этого года пенсионные отчисления работодателя (22 процента зарплаты) распределялись так: 16 процентов — в страховую часть, 6 — в накопительную. Будущие ветераны сами определяли, кто будет управлять их ежегодно растущими накопительными средствами — сам Пенсионный фонд России или негосударственные пенсионные фонды. За 2002-2013 годы скопилась немалая сумма — 2,5 триллиона рублей. Большая часть их доверена ПФР, который передал их под управление ВЭБу. Но и у частных компаний их собралось немало — более триллиона рублей. Сделано это, возможно, и с благой целью — деньги инвестируются в какие-то проекты, работают, прирастают, повышая будущую пенсию. Ничего из мощно разрекламированного начинания не вышло.
— Когда люди начнут выходить на пенсию, то возможно, что формировавшие ее в рамках накопительной системы будут получать пенсию меньше, чем те, кто формировал ее в рамках распределительной. Но ведь цель введения накопительной системы — добавлять деньги, а не уменьшать их. Мы должны защитить людей, — отметил в одном из интервью Дмитрий Медведев.
Правительство пыталось защитить будущих ветеранов полумерами. Затем приняло достаточно радикальное решение — заморозить накопительную часть в 2014 году. Недавно его «продублировали» и на 2015-й. Вопреки сопротивлению Минфина, сомнениям Минэкономразвития. Но даже главы этих министерств Антон Силуанов и Алексей Улюкаев не нашли взаимопонимания между собой.
Силуанов: «Никто не собирается эти деньги (243 миллиарда рублей, замороженных в 2014 году) возвращать. Они пошли на Крым, на принятие антикризисных мер».
Улюкаев: «Мы отдадим накопления граждан тем НПФ, которые пройдут аккредитацию и акционирование».
Уточню, эти процедуры прописаны в законе о накопительных пенсиях, принятом в прошлом году. Государство пытается, что давно должно было сделать, установить какой-то контроль над НПФ.
Министр труда и социального развития Максим Топилин раскрыл суть проблемы.
— Накопительная часть — нонсенс и большая проблема для всех, — и уточнил: — Можно напрямую заключать договор с НПФ и перечислять часть своей зарплаты. Это понятная и работающая система. (Добровольное пенсионное страхование. — Прим. редакции.) А обязательная и неэффективна, и, более того, приходится дважды платить деньги, первый раз 6 из 22 процентов отчислять в негосударственные пенсионные фонды. И второй — покрывать дефицит ПФР из федерального бюджета. Оно фактически передает деньги всех налогоплательщиков коммерсантам.
Именно такие аргументы против накопительной части пенсии за счет обязательных страховых отчислений 13 лет назад приводила доктор экономических наук Оксана Дмитриева при обсуждении Государственной Думой предыдущей пенсионной реформы. Она доказывала (и доказывает) ущербность принудительного перехода от распределительной, солидарной, системы к накопительной. Проигрывают пенсионеры, Пенсионный фонд и в конечном счете — государство. Выигрывают посредники, финансовые спекулянты, различные управляющие компании. Работающее поколение не в силах нести двойное бремя — платить пенсии нынешним ветеранам и откладывать деньги на свою будущую. Из ПФР средства уходили в коммерческие структуры — около четверти триллиона рублей ежегодно. Одновременно государство было вынуждено восполнять пенсионный бюджет, субсидировать ПФР — направлять в него средства, собираемые другими налогами.
Минимальная пенсия — 6010. Средняя социальная пенсия — 7,5 тысячи.
Трудовую пенсию по старости получают 30,6 миллиона человек, продолжают работать 13 миллионов пенсионеров.
Средняя добавка к пенсии работающего пенсионера в 2013 году 172 рубля в месяц.
Не буду вспоминать разные некрасивые и нехорошие истории, связанные с НПФ. Не зря, наверное, наиболее крупные из них называли «внутрироссийскими офшорами». Финансовая статистика говорит сама за себя. Доходность накоплений за 2002-2013 годы составила в ВЭБе 6,7 процента (годовая), в частных компаниях — 6,9. Среднегодовая инфляция в это время была 10,5 процента, а страховая часть пенсии проиндексирована на 20 процентов. По данным Счетной палаты, только у двух НПФ реальная доходность превысила инфляцию. То есть деньги «сгорали», обесценивались. А в июле 2012 года на отдых стали уходить первые ветераны с накопительной частью пенсии. Их «заначка» составила 5-6 тысяч рублей. Разделим на срок дожития — тогда 216 месяцев — и получим добавку — меньше 30 рублей в месяц. Поэтому была принята поправка к закону — разрешили выдавать всю сумму сразу.
Не отличаются НПФ эффективностью управления и в этом году. По информации Центробанка, только в одном из крупных фондов доходность превысила инфляцию. Так что обвинения в национализации или конфискации пенсионных накоплений, их нецелевом использовании правительством заведомое, мягко скажу, лукавство. Все страховые отчисления (22 процента, а не 16) поступают и остаются в ПФР для выплаты пенсии и индексации страховой части. Ну а те средства, которые правительство направляло в фонд для компенсации накоплений, пригодились ему для других целей — вполне возможно, и для финансирования Крыма. Спекуляции на эту тему понятны, идет схватка почти за 3 триллиона «живых» денег. Более того, идет схватка, какой быть накопительной пенсии — обязательной или, как в большинстве западных стран, добровольной. Позиция и интересы коммерческих структур очевидны — оставить обязательной. Россияне, по крайней мере 70 процентов их, вряд ли пойдут из-за своей бедности на добровольное страхование.
Еще одно обвинение — заморозив, «конфисковав» накопления, правительство лишит экономику «длинных» дешевых денег, что непременно приведет к уменьшению инвестиций и вдвое снизит рост ВВП. По мнению аналитика Владислава Жуковского, не следует переоценивать роль накоплений как финансового источника. В управляющих компаниях сейчас находится 1,94 триллиона пенсионных рублей. Это 2,8 процента ВВП, 3,3 процента суммарного объема банковских активов, 12,5 процента инвестиций в основной капитал. Фактически накопления — средства для финансирования государственных и корпоративных облигаций на долговом рынке России. Здесь их роль заметна и весома. Но у Минфина и ЦБ достаточно своих механизмов, чтобы поддержать размещение и государственных, и корпоративных ценных бумаг.
Сравним, на счетах и вкладах в банках россияне держат 16,7 триллиона рублей — это в 8,6 раза больше пенсионных накоплений. Так что не надо бить во все набаты. Отнюдь не пенсионеры, а власть должна заботиться о надежности и конкурентоспособности отечественной финансовой и банковской систем. Деньги, дешевые и бесконтрольные, безусловно, всегда и всем нужны. Работать с людьми, считаться с их интересами хлопотно. Другое дело — получить миллиарды сразу и надолго, как когда-то написали классики, на блюдечке с голубой каемочкой. Но какова будет отдача? Алексей Улюкаев, еще раз процитирую его, заметил: «Я не вижу эффективных активов для инвестирования пенсионных накоплений. Так что экс-замминистру Минэкономразвития стыдиться бы не возвращения пенсионных денег пенсионерам, а застоя в экономике, в которую не выгодно средства вкладывать».
плате) в проц.
Россия — 33
Франция — 50
Швеция — 65
Германия — 70
Италия — 90
Средняя по Евросоюзу — 65
Чем закончится схватка за пенсионные триллионы? Социальный вице-премьер Ольга Голодец пообещала, что судьба накопительной пенсии определится в ближайшее время. Вполне возможно, говорит она, что у НПФ останутся деньги прошлых лет — 1,1 триллиона рублей, но большеобязательных поступлений к ним не будет. Несколько иную схему предлагают сами НПФ. Их позиция — считать этот триллион добровольными пенсионными накоплениями. Столь же «добровольно» должно и дальше перечисляться 6 процентов зарплаты — 4 процента работодателем, 2 — самим работником. При переменах без перемен прежним будет и результат.
Доверяй, но проверяй
История пенсионных накоплений показывает, как трудно исправить даже очевидную ошибку, допущенную при формировании пенсионной системы. Тут хорошо бы перестраховаться, семь и семьдесят раз перепроверить. Задуматься же есть над чем. Оппоненты пенсионной реформы по-прежнему утверждают, что заложенная в нее формула неработоспособна. В западных странах считают пенсионные права либо в абсолютных величинах (исходя из возраста и стажа), либо в относительных (баллах). В нашей формуле смешаны и те, и другие. Поэтому разобраться в ней, понять суть способны не многие специалисты, будущие пенсионеры — тем более. Калькуляторы, на которых каждый из нас может играючи рассчитать свою пенсию, — всего лишь игрушка.
Достаточно долгое обсуждение предстоящей реформы породило иллюзии скорого роста пенсий. Вероятно, перестарались ее авторы и сторонники. Чтобы доказать необходимость и эффективность новой системы, они ссылались на западный опыт. Он, безусловно, крайне интересен, но, увы, малоповторим. Начну с основного показателя — коэффициента замещения, то есть соотношения пенсии к прежней зарплате. По рекомендации Международной организации труда — МОТ — он должен быть не менее 40 процентов. Это крайний, нижний порог — потолок не оговаривается. По коэффициенту замещения нередко судят о социальности государства. Потому что 40 процентов — тот минимум, который гарантирует именно оно. Остальные пенсионные системы, корпоративные, накопительные, лишь дополняют государственную. В общем «заработке» ветерана на отдыхе ее доля не менее 70 процентов. Россия эту конвенцию МОТ не ратифицировала, поскольку «их» нижний порог в 40 процентов для нас — пока недостижимая высота. Поэтому для измерения степени отечественной социальности используем показатели: прожиточный минимум и минимальный размер оплаты труда. Для нас эталон — прожиточный минимум. В соответствии с законом, если пенсия меньше его — разницу доплатит регион из своего бюджета. Но о 40-процентном замещении говорится так много и не без зависти к более удачливым иногражданам, что оно стало восприниматься как маленькое чудо за горизонтом.
Кстати, в Советской России пенсия даже превышала этот нормативный коэффициент. Перед реформой 2001 года и началом перехода от распределительной к накопительной системе он был 32 процента — потребовались годы и вливания в ПФР из федерального бюджета, чтобы вновь поднять его до предреформенного уровня. Навязанное правительством обязательное накопительное страхование ударило по бюджетам ПФР и Федерации, но крайними в конечном счете все равно оказались миллионы россиян…
— По стандартам МОТ, пенсия не может быть менее 40 процентов среднего заработка. Но для нас это очень условный показатель, — пишет Эльвира Тучкова, заведующая кафедрой трудового права и соцобеспечения Московского государственного юридического университета им. Кутафина. — Это показатель не индивидуальный, а средний — для среднего (типичного) работника со средней (типичной) зарплатой. То есть это средняя температура по больнице. Сегодня средняя пенсия 11,1 тысячи рублей — 33 процента средней зарплаты. Если ее поднять до 40 процентов, то она составит 13,2 тысячи рублей — все равно не обеспечит безбедной старости. Но прозвучит это громко: 2 прожиточных минимума — для ветерана он равен 6 тысячам рублей. До тех пор, пока показатели, которыми измеряется уровень жизни людей, будут столь оторваны от реалий, достойной жизни не будет…
Так что теперь на «европоказатель» я смотрю без зависти и надежд. Если он и будет достигнут к 2016 году, как когда-то обещали, и как теперь обещают авторы пенсионной реформы, то ничего принципиально не изменится. Конечно, 2 тысячи рублей будут для большинства ветеранов очень кстати, но их дожитие так и останется дожитием. А если еще учесть инфляцию двух непростых лет… Баллы, которыми будет измеряться ветеранский достаток, ничего не прибавят, а убавить могут вполне. При всех громких рассуждениях о новизне подхода к расчету пенсии, она как пуповиной привязана к старой методологии и еще много лет будет определяться ею. Общие у реформ — 2002 и 2015 принципиальные задачи — сократить расходы пенсионного, значит, и федерального бюджета «на старость».
Нельзя не согласиться с Эльвирой Тучковой.
— Правительство решает политическую задачу: без повышения пенсионного возраста и налогов уменьшить трансферты ПФР… Но если реформа ничего не дает человеку, то все остальные аргументы бессмысленны.
Увы, иллюзии о прибавках к довольствию на дожитие оказались несостоятельны. Да, моя новая пенсия останется той же по наполнению. Возьмут старую пенсию, разделят на стоимость пенсионного балла (в 2015 году 64 рубля 10 копеек) и определят новую, но в баллах. Потом будут умножать их на новую стоимость балла в соответствующем году (а она будет зависеть от состояния экономики страны, бюджета ПФР, общего количества баллов всех подшефных фонда). Признаюсь, вся эта процедура рождает немало скепсиса. И основания для него есть. Реформа 2002 года фактически не учитывала ни стажа, ни заработка ветеранов — уравняла всех в правах. Правда, при ежегодной августовской корректировке заработок уже учитывался. Страховая часть моей пенсии пополнялась 16 процентами месячной зарплаты. И эту прибавку делили на 228 месяцев (на 19 лет) — на срок дожития. Я благодарен, безусловно, правительству, обязывающему меня прожить 95 лет, но, думается, оно чрезмерно оптимистично.
Не жалко, но несколько грустно от такого отношения — все-таки работаю 57-й год. Так что нынешняя заведомо урезанная пенсия будет разделена на столь же заведомо выверенную стоимость пенсионного коэффициента. Говорю обтекаемо, потому что нигде не нашел методики расчета стоимости этого коэффициента. Как и методики расчета стоимости коэффициентов в будущие годы. Когда в стране с самой высокой смертностью в Европе и почти самой короткой продолжительностью жизни самый большой срок дожития, то эти «самые» явно не стыкуются между собой. Что-то в них не так. Секрет Полишинеля в том, что искусственное увеличение срока дожития — это скрытое повышение возраста выхода на пенсию, ее уменьшения. Попросил эксперта оценить зависимость размера пенсии от срока дожития. Увеличение его с 12 лет (таким он был в год оформления пенсии) до сегодняшних 19 лет «урезало» мою пенсию не меньше, чем на четверть.
Но буду честен — тот же эксперт «успокоил»: в будущем году ветераны с большим трудовым стажем (женщины — 40, мужчины — 45 лет) получат прибавку к пенсии 500-700 рублей в месяц. Поживем — узнаем.
Стимулирование более позднего выхода на пенсию (повышающий коэффициент за каждый дополнительно отработанный год). Это тоже повышение пенсионного возраста. Но открытое — сам выбирай: больше отдыхать или дольше поработать. Коэффициент смотрится весьма соблазнительно — от 1,07 до 2,32. Для особо интересующихся перечислю: за 2 года — 1,15, за 5 — 1,45, за 8 — 1,9, за 10 — 2,32. Но опытные экономисты доказывают: откладывать выход на пенсию после установленного срока не выгодно. Расчеты делались для ветеранов с зарплатой ниже средней и выше средней. В обоих случаях сумма отложенной (не полученной) пенсии будет больше, чем полученная с надбавкой. Исключение возможно только при долгожительстве. Тем, кто уверен, что проживет более 80 лет, действительно не стоит торопиться с пенсией. Тут уже вся надежда на Бога.
Реформа ужесточает условия назначения страховой пенсии: трудовой стаж не мене 15 лет и индивидуальный пенсионный коэффициент — не менее 30 баллов. Несколько успокаивает — эти нормы будут расти постепенно. В будущем году потребуется стаж 6 лет (в этом достаточно и 5 лет) и ИПК — 6,6. Год пик — 2024-й: 15 лет и 30 баллов. Если такой стаж все-таки не проблема, то ветеранам с зарплатой ниже средней набрать нужное количество баллов будет сложно. Для тех, у кого не хватает стажа или баллов, ради пенсии придется отработать еще 5 лет. По мнению некоторых аналитиков, таких будет около 20 процентов ветеранов. Это к вопросу о возрасте выхода на пенсию. Но хорошо, что есть в запасе 5 лет, чтобы осмотреться и подумать. То, что придется «донастраивать», несомненно. И очень важно при этом исходить из интересов людей, а не коммерческих структур и бюджетов, как это происходит сейчас в схватке за пенсионные триллионы.