Не пляжем единым: Крым как музей под открытым небом

«Парламентская газета» выбрала 12 лучших музеев полуострова

18.05.2023 00:00

Автор: Александр Мащенко

Не пляжем единым: Крым как музей под открытым небом
Панорама обороны Севастополя. © Алексей Васильев/ПГ

Международный день музеев, который отмечают 18 мая, появился благодаря нашей стране. Решение об учреждении этого праздника приняли по инициативе советской делегации на XI Генеральной конференции Международного совета музеев, проходившей в Москве и Ленинграде в мае 1977 года. «Парламентская газета» составила к празднику собственный рейтинг лучших музеев Крыма. В него вошли двенадцать объектов, в том числе несколько комплексных. Двигаться по музеям будем за большинством приезжающих туристов, то есть от Крымского моста.

От Керчи до Судака

Первым на пути лежит самый древний город России. Керчь ведет свою историю от Пантикапея, основанного в VII веке до нашей эры. Те, кто побыстрее проезжает этот город, спеша куда-нибудь в Большую Ялту, допускают большую ошибку. В Керчи есть на что посмотреть. Главные сокровища города собраны в Восточно-Крымском историко-культурном музее-заповеднике. В его составе — Музей древностей, Золотая кладовая, античные городища Боспорского царства — Пантикапей, Нимфей, Тиритака, Мирмекий, Илурат, крепость Керчь, Царский и Мелек-Чесменский курганы, Музей истории Керченско-Эльтигенского десанта и Аджимушкайские каменоломни.

Феодосийская картинная галерея имени Айвазовского уже больше двух лет закрыта на ремонт, однако это не повод исключать ее из нашего рейтинга. Тем более что затянувшийся ремонт практически завершен и, по словам директора галереи Татьяны Гайдук, она примет посетителей уже нынешним летом. Феодосийская галерея была открыта 29 июля 1880 года. Здание построено по проекту самого художника и является памятником архитектуры. После смерти Айвазовского в 1900 году галерея перешла в собственность города. Сегодня в ее собрании более 13 тысяч экспонатов, среди которых 416 работ живописца.

В Историко-культурный музей-заповедник «Киммерия Максимилиана Волошина» входят Дом-музей Волошина в Коктебеле, Музей Марины и Анастасии Цветаевых в Феодосии и три музея в Старом Крыму — Литературно-художественный, Константина Паустовского и Александра Грина. По словам поэта Андрея Белого, Волошин превратил Коктебель «в один из культурнейших центров не только России, но и Европы». Дома у Макса «тусовались» едва ли не все звезды Серебряного века — Брюсов, Гумилев, Мандельштам, Цветаева. Коктебель остался центром притяжения литераторов и после смерти Волошина. Здесь творили Ахмадулина, Битов, Бродский, Вознесенский, Высоцкий и многие другие.

Дом-музей Волошина в Коктебеле. © Алексей Васильев/ПГ

Главный «итальянский» музей-заповедник Крыма — Генуэзская крепость в Судаке. Построена в конце XIV — начале XV века и напоминает о временах, когда значительная часть Крымского побережья принадлежала Генуэзской республике. Сами за себя говорят уже названия — ворота Батисто ди Дзоальо ди Андало, башни Бернардо Франко Пагана, Гварко Румбальдо, Джиованни Марионе. Уже много лет российские и итальянские ученые вынашивают планы включить Судакскую крепость вместе с другими генуэзскими памятниками Крыма (Генуэзская крепость в Феодосии, Алустон в Алуште и Чембало в Балаклаве) в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

В центре внимания: Симферополь и Бахчисарай

Расположенный в Симферополе Центральный музей Тавриды дает представление об истории, культуре и природе всего полуострова. Сегодня в его фондах более 140 тысяч экспонатов. Девятнадцатого апреля в музее открылась выставка, посвященная 240-летию присоединения полуострова к России. Среди действующих выставок — «Крым — всесоюзная здравница», «Крымская Автономная Советская Социалистическая Республика» и другие. Филиалами музея являются Мемориал жертвам фашистской оккупации Крыма 1941-1944 годов «Концлагерь «Красный» в поселке Мирный, Дом-музей поэта Ильи Сельвинского в Симферополе и Алуштинский историко-краеведческий музей.

В состав Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника входят Музей истории и культуры крымских татар «Ханский дворец», пещерные города Чуфут-кале, Мангуп-кале, Эски-кермен, Тепе-кермен, Качи-кальон, Бакла, Сюйреньская крепость, поле Альминского сражения Крымской войны, историко-археологический комплекс Салачик, мемориальный музей Исмаила Гаспринского и другие объекты. В совокупности они рассказывают о разных страницах истории полуострова — Крымском ханстве, православном княжестве Феодоро, караимском городе Чуфут-кале, присоединении полуострова к России, Крымской войне 1853-1856 годов.

На Южном берегу: Большая Ялта

Большая Ялта представлена в нашем рейтинге тремя музеями. Ливадийский дворец-музей — бывшая резиденция российских императоров. Первым венценосным хозяином имения стал в 1861 году Александр II. Затем Ливадия перешла по наследству Александру III. Именно в Ливадии царь-миротворец и умер 20 октября (1 ноября) 1894 года. А на следующий день в Ливадийской Крестовоздвиженской церкви принял присягу Николай ΙΙ. Именно при нем в 1911 году и был построен нынешний Ливадийский дворец. Экспозиции музея рассказывают не только об истории Романовых, но и о Ялтинской конференции «Большой тройки» 1945 года.

Ливадийский дворец. © Алексей Васильев/ПГ

В состав Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника входят Воронцовский дворец-музей, Алупкинский парк-памятник и Массандровский дворец-музей Александра III. Воронцовский дворец в Алупке был построен в 1828-1848 годах для генерал-губернатора Новороссийского края графа Михаила Воронцова. Того самого выдающегося российского государственного деятеля, которого зло высмеял молодой Пушкин: «Полу-милорд, полу-купец, Полу-мудрец, полу-невежда, Полу-подлец, но есть надежда, Что будет полным наконец». На самом деле этот «полу-невежда» был одним из самых образованных людей своего времени, героем Отечественной войны 1812 года, командиром Русского оккупационного корпуса во Франции в 1812-1815 годах, а его алупкинский дворец в наполовину английском, наполовину мавританском стиле стал настоящей архитектурной жемчужиной юга России. Достоин посещения и дворец Александра III в Массандре, незаслуженно находящийся в массовом туристическом сознании в тени Ливадии и Алупки.

Дом-музей Чехова в Ялте — единственный музей писателя, в котором сохранилась подлинная обстановка: мебель, вещи, предметы стоят на тех же местах, что и при жизни классика. Даже на его рабочем столе, за которым были написаны «Три сестры», «Вишневый сад», «Дама с собачкой», «Архиерей», «На святках», «Невеста», все сохранилось в точности так, как было при Чехове. Фондовая коллекция музея начитывает свыше 30 тысяч экспонатов, больше четырех тысяч из которых — личные вещи Чехова. Экспозицией под открытым небом является и мемориальный сад. Около трети деревьев там помнят тепло рук писателя. Кроме того, читатели и почитатели нашего издания могут съездить из Ялты в Голубой залив — полить вишню «Парламентской газеты», посаженную в 2020 году в парке-музее деревянной скульптуры «Возрождение. Вишневый сад» автором этого материала.

Девять плюс один: за год до юбилея Крымской весны

В городе русской славы

Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический» в Севастополе — одновременно Русская Троя и Русский Иерусалим. Троя — потому что Херсонес основан древними греками в VI веке до нашей эры. В детстве я любил приезжать туда с томиком Гомера. Устраивался на берегу моря или на руинах античного театра и читал о подвигах Ахиллеса, Аякса, Диомеда и других легендарных героев. Иерусалим — потому что в Херсонесе колыбель русского Православия. Как сказал в одном из своих посланий Федеральному Собранию Владимир Путин, для России этот город имеет такое же сакральное значение, как Храмовая гора в Иерусалиме для мусульман и иудеев. По словам президента, именно в Херсонесе находится духовный исток формирования многоликой, но монолитной русской нации и централизованного российского государства.

Музей-заповедник героической обороны и освобождения Севастополя рассказывает об истории города русской славы от его основания 3 (14) июня 1783 года до наших дней. В его состав входят мемориальные комплексы на Историческом бульваре, Малаховом кургане и Сапун-горе, а также Дом-музей севастопольского подполья и Владимирский собор. Исторический бульвар рассказывает о первой героической обороне города от войск англичан, французов, итальянцев и турок. Его жемчужина — Панорама работы Франца Рубо. Малахов курган является памятником одновременно двух оборон города — как во время Крымской, так и во время Великой Отечественной войны. Там расположен и знаменитый памятник адмиралу Корнилову, на котором высечены его последние слова: «Отстаивайте же Севастополь!» Сапун-гора с Диорамой штурма этой ключевой высоты советскими войсками 7 мая 1944 года повествует об истории освобождения города-героя от фашистов. Дом-музей севастопольского подполья — о сопротивлении гитлеровцам в период оккупации города. Во Владимирском соборе покоятся останки великих севастопольских адмиралов, ковавших славу города и Черноморского флота, — Михаила Лазарева, Владимира Корнилова, Владимира Истомина и Павла Нахимова.

На Малаховом кургане. © Алексей Васильев/ПГ

Наконец, последний, двенадцатый объект в нашем рейтинге, — Музейный комплекс «35-я береговая батарея», рассказывающий о героической обороне Севастополя во время Великой Отечественной войны. Он создан на территории, которую занимала одна из двух самых мощных береговых батарей Черноморского флота, которую фашисты называли «форт Максим Горький II». «Максим Горький I» находился на другом направлении — в поселке Любимовка. Кроме того, на фашистских картах значились «форт Ленин», «форт Сталин», «форт Молотов», «форт Сибирь», «форт Волга» и даже «форт ГПУ». Платя тысячами жизней за каждый метр севастопольской земли, гитлеровцы «утешали» себя тем, что берут не просто очередную безымянную высоту, не просто неприметное земляное укрепление, а «захватывают» лидеров Советского Союза или целые регионы страны.

Крым — это не только и не столько пляжный курорт. И для государства, и для каждого отдельно взятого туриста «использовать» полуостров исключительно в таком качестве даже летом — значит использовать его потенциал не более чем четверть, если не меньше. Крым — это огромный музей под открытым небом, в котором умещается богатейшая история полуострова от античных времен до сегодняшних дней.

Правда за нами