Наталия Пилюс: Использовать мат в театральных постановках недопустимо

«Парламентская газета» станет одной из площадок для проведения мероприятий Года театра в России

Наталия Пилюс: Использовать мат в театральных постановках недопустимо

Наталья Пилюс. Фото: ПГ / Михаил Нилов

Региональные и муниципальные театры будут посещать больше зрителей, а на реконструкцию культурных центров только в этом году потратили один миллиард рублей. О том, нужны ли искусству худсоветы и что власти намерены сделать для развития театральной деятельности, «Парламентской газете» рассказала член Комитета Государственной Думы по культуре Наталия Пилюс.

- Наталия Николаевна, указом президента Владимира Путина 2019 год в России объявлен Годом театра. Ожидаете ли вы всплеска интереса россиян к театральному искусству?

- За последнее десятилетие вопросы, связанные с культурой, звучат в обществе постоянно. Не случайно у нас была целая череда важных культурных событий — Год культуры, Год литературы, Год кино. Это очень важно, потому что культура охватывает все сферы нашей жизни и является крайне важным мировоззренческим аспектом. Ну а театр с древнейших времён занимает особую роль в жизни любого государства. Поэтому, безусловно, Год театра, открывшийся 13 декабря, это очень важное событие для всех нас. Я уверена, что во всех регионах это открытие даст импульс к тому, чтобы оживить театральную деятельность, привлечь к ней внимание.

Одно из обязательных условий реализации президентского Указа о Годе театра — популяризация театральной деятельности. И этим, кстати, займёмся мы с вами — ведь в следующем году на площадке «Парламентской газеты» появится новый проект о театрах, в рамках которого мы увидим большое количество представителей театрального мира: директоров, режиссёров, артистов, политиков и общественников. С ними мы сможем поговорить о роли театра в жизни нашей страны и в жизни каждого человека.

- Означает ли Год театра, что со стороны государства последуют новые меры по поддержке театрального искусства?

- Указом президента культура вынесена в один из 12 национальных проектов. Когда эти документы о стратегических направлениях создавались, то в них прямо было написано о необходимости реконструкции и капитальных ремонтов театров для детей и юношества. Появилась программа, которая была утверждена председателем Правительства Дмитрием Медведевым, где подробно расписаны все мероприятия, которые делятся на три направления: «Культурная среда», «Творческие люди» и «Цифровая культура». И особое место в этой программе занимает театральная деятельность.

Отмечу, что после объявления Года театра появилось множество рабочих групп, к работе которых привлечено огромное количество творческой интеллигенции, театральных деятелей, представителей общественности. И был сформирован план мероприятий на Год театра, которые стартовали с его открытия в нашем старейшем театре в Ярославле, где Владимир Путин напомнил историю нашего замечательного театрального движения и подчеркнул ту роль, которую театр играет в воспитании многогранной личности и развитии творческого потенциала каждого человека.

- Чем живут сегодня муниципальные, федеральные и народные театры? Каково их положение?

- Театральная деятельность всегда нуждается в поддержке — так было во все времена. У нас действуют более 600 государственных театров, есть также масса муниципальных театральных центров. И в этом плане мне хочется рассказать о партийном проекте «Единой России» «Культура малой родины», членом общественного совета которого я являюсь. Этот проект дал хороший толчок для развития муниципальных театров. Мы выработали меры специальной поддержки для театров в городах, где проживают до 300 тысяч человек.

Прежде всего речь о выделении средств по федеральной, региональной и муниципальной программам на создание материально-технической базы театральных центров. Так, практически во всех детских театрах, вошедших в проект, удалось закупить современные технические средства — свет и звук, что заметно улучшает качество спектаклей и является очень важным для творческого воплощения замыслов автора.

Если в прошлом году по партпроекту «Театры — детям» было потрачено 300 миллионов рублей, то в этом году в рамках «Культуры малой родины» на эти театры составят один миллиард рублей.

Также по этим проектам театры могут получить средства для привлечения сценаристов, на оплату их труда. Недавно по многочисленным просьбам муниципальных театров добавилась возможность обеспечить их креслами и автобусами. И если в прошлом году по партпроекту «Театры — детям» было потрачено 300 миллионов рублей, то в этом году в рамках «Культуры малой родины» на эти театры составят один миллиард рублей.

Безусловно, состояние театров всё ещё требует серьёзного подхода. В этом году я просила Министерство культуры подготовить информацию о необходимости реконструкции и ремонта в театрах России. Пока такие материалы представлены только по трём театрам, но в перспективе предполагается, что не менее 40 театров для детей и юношества получат поддержку. Эта цифра обнадёживает.

- В чём театральные деятели испытывают особенно острую необходимость?

- Что касается муниципальных и региональных театров, для них очень важен кадровый вопрос. Конечно, театральные вузы готовят специалистов, но чтобы привлечь их в регионы, нужно решить ряд проблем. Прежде всего — заинтересовать их жильём и достойной заработной платой, о чём театральные деятели регулярно говорят на заседаниях Комитета Государственной Думы по культуре. Потому что, к сожалению, во многих регионах заработная плата работников театра составляет всего около 12 тысяч рублей. Кроме того, молодые творческие работники жаждут успеха, признания и славы — и им нередко кажется, что добиться этого в глубинке сложней, чем в крупных культурных центрах. Хотя я уверена, что современные технологии позволяют продвигать и имидж театра, и театральную деятельность, и самих артистов на достойном уровне где угодно.

- То есть театры должны стать более технологичными?

- Они уже становятся более технологичными с точки зрения оборудования. Но ещё они должны максимально использовать общедоступные технические средства. У большинства театров уже появились свои сайты, на которых можно получить информацию о театре и заказать билеты. Но кроме того хотелось бы, чтобы артисты региональных театров благодаря интернет-технологиям становились местными знаменитостями, а сами театры — расширяли свою аудиторию.

Ведь если говорить про Москву и Санкт-Петербург, то здесь очень много интересного происходит, и зачастую сложно понять — куда же хочется сходить. А в регионах, тем более в муниципалитетах, очень важная задача стоит по наполняемости залов. Между тем, согласно правительственной программе развития театров, такой целевой показатель, как наполняемость, должен вырасти к 2024 году не менее чем на 15 процентов.

- Какие изменения в законодательстве нужны для того, чтобы театр оставался доступен широкому зрителю? Какое участие принимает Комитет Государственной Думы по культуре в этой работе?

- У меня на столе лежит объёмная папка с названием «Законотворческая поддержка театрального дела в Российской Федерации». Это результат обсуждений на «круглом столе», который прошёл по инициативе председателя нашего комитета Елены Ямпольской за месяц до открытия Года театра с привлечением большого количества представителей театрального мира — режиссёров, артистов, представителей регионов. Дискуссия проходила очень живо, а обсуждались в основном два вопроса.

Первый вопрос, который очень волнует театральных деятелей — это федеральный закон №44-ФЗ, который касается вопросов закупки реквизитов для постановок и оплаты труда сценаристов и режиссёров. У работников отрасли назрел ряд вопросов по его применению. И уже несколько источников — и Администрация Президента, и Правительство, и наш комитет выработали свои предложения по этой теме. Я надеюсь, что, объединив наши усилия, мы сможем принять необходимые изменения в этот закон уже в обозримом будущем.

А другой важный вопрос касается перекупщиков. К сожалению, эти предприимчивые люди не просто нарушают деятельность театров, но и причиняют им значительный материальный ущерб. Дело в том, что перекупщики скупают билеты для перепродажи их по завышенной цене, а непроданные билеты накануне спектакля сдают обратно в театр. Только в текущем году Театр наций потерял на этом три миллиона рублей. А директор Большого театра Владимир Урин рассказал, что в прошлом году только на спектакле «Щелкунчик» и только за новогодние праздники театр потерял около миллиона долларов!

Поэтому необходимо навести порядок в том, чтобы перекупщики не мешали людям приобретать билеты в кассах по доступной цене. К нам уже поступил правительственный законопроект по этому вопросу. На заседании Комитета по культуре мы очень внимательно его рассмотрели, согласились с ним концептуально, и надеемся в январе дополнить и изменить его в рамках подготовки данного законопроекта ко второму чтению.

- Вы упомянули такую проблему театров, как кадровый голод. Что делается государством в сфере театрального образования?

- Согласно программе культурного развития у нас предусмотрено создание 15 центров повышения квалификации театральных деятелей. Кроме того, в этом году 20 человек уже получают второе высшее образование по театральной специальности за счёт средств гранта, выделенного Президентом России Ассоциации учебных заведений искусства и культуры — и в дальнейшем эта грантовая поддержка Ассоциации будет продолжена.

Напомню, что президент поставил амбициозную задачу — наша страна должна войти в число мировых лидеров по образовательной деятельности. И наши вузы, которые являются известными во всём мире, должны выработать дополнительные предложения по привлечению российских и иностранных студентов, по позиционированию образовательных курсов, по проведению мастер-классов. Я уверена, что наши ведущие театральные вузы — ГИТИС, ВГИК, Санкт-Петербургский институт изыщут и дополнительные возможности для подготовки квалифицированных кадров.

Ещё один важный вопрос в сфере театрального образования — необходимость поддержки заочного обучения в высших учебных заведениях. Потому что в настоящий момент наметилась тенденция сокращения заочных мест. А мы понимаем, что на территории нашей страны очень важно для освоения ряда профессий обеспечить возможность заочного образования. И я очень надеюсь, что Министерство образования и Министерство просвещения смогут выстроить работающую систему, которая решит этот вопрос.

- В последнее время театры всё чаще используют в своих постановках элементы скандального, провокационного. С другой стороны, заметен тренд на укрепление патриотического пафоса театральных спектаклей. Как вы считаете, какой театр нужен современной России?

- Я думаю, что современной России нужен разный театр. То, что имеет для людей ценность, — останется в веках. А то, что является экспериментом, расставит по местам время. Эксперименты были всегда. Например, когда свой балетный проект начинал Борис Эйфман, к нему тоже многие относились критически. Но сейчас мы видим, что это классика современного танца.

Обсценную лексику недопустимо употреблять и в обычной жизни, а уж со сцены, которая должна делать человека лучше, а его душу чище, — тем более.

С другой стороны, когда некоторые режиссёры пытаются завоевать популярность, используя, например, ненормативную лексику, это едва ли приемлемо. Лично я на такие спектакли ходить не хочу. Я считаю, что обсценную лексику недопустимо употреблять и в обычной жизни, а уж со сцены, которая должна делать человека лучше, а его душу чище, — тем более.

- Со стороны заслуженных творческих работников в последнее время слышны призывы вернуть худсоветы. Нужна ли искусству цензура?

- У нас нет цензуры — и я думаю, что это хорошо. А вот что касается худсоветов, то здесь я доверяю мнению профессионалов. Если они считают, что худсовет нужен, значит к ним стоит прислушаться. Конечно, это не должен быть орган, который бы всё запрещал — особенно касаемо каких-то политических воззрений. Экстремизм, безусловно, недопустим. А в остальном — пусть разбираются специалисты. Я думаю, этот вопрос нужно решать совместно с театральной общественностью. Если такие худсоветы будут состоять из грамотных профессиональных людей, я в этом не вижу ничего плохого.

- Приближается Новый год, культурная программа которого традиционно насыщенна во всех городах страны. Что бы вы пожелали посетить нашим читателям?

- Большие новогодние праздники — это возможность уделить время своим родным и близким, вместе с ними посмотреть красоты своего города и нашей страны. В разных регионах подготовлены различные праздничные программы. Я всех приглашаю в свой родной регион — Тулу. В этом году 7 декабря Тула стала столицей Нового года. Эта замечательная традиция, которую ввело Министерство культуры РФ, за что ему огромная благодарность. На открытии этого Нового года у нас произошло много праздничных событий: была организована ярмарка, куда приехали представители более 20 регионов с предметами народного творчества, произведениями наших мастеров-ремесленников. Открылось замечательное общественное пространство — набережная около тульского кремля, ставшая местом проведения многих мероприятий. Гостей города ждут тульские пряники, тульский чай и тульский кремль, который через два года будет отмечать 500-летие.

Просмотров 7218

21.12.2018 19:49



Загрузка...

Популярно в соцсетях