Пенсионный возраст

НОВОСТИ И КОММЕНТАРИИ

Нарушаете? Вас уже снимают

Бороться с лихачами на дорогах гаишникам помогут граждане с телефонами

Нарушаете? Вас уже снимают

Уже сегодня россияне имеют возможность сообщить в органы охраны порядка о правонарушениях, приложив к заявлению фото- или видеосвидетельство / Фото Игоря Самохвалова

Безнаказанно нарушать Правила дорожного движения, когда поблизости нет сотрудников ГИБДД и автоматических камер фотовидеофиксации, в скором времени станет невозможно. Любой гражданин со смартфоном сможет в два нажатия клавиши на устройстве сдать нарушителя в руки правосудия.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЗАПРОС

На рассмотрении в Госдуме находится законопроект, позволяющий ГИБДД штрафовать нарушителей Правил дорожного движения без составления протокола, только на основании фотовидеоматериалов, присланных гражданами, ставшими непосредственными свидетелями правонарушения. Обязательным условием для рассмотрения полицейскими видеофайлов со «свидетельскими показаниями» является то, что они были записаны на устройства со специальным программным обеспечением.

Как утверждают в МВД, где был разработан документ, инициатива вызвана общественным запросом на более широкое участие граждан в обеспечении безопасности дорожного движения. Например, сегодня россияне также имеют возможность сообщить в органы о правонарушителе, приложив к заявлению фото или видео с его художествами на дороге, однако не факт, что лихач понесет наказание. Согласно законодательству, все поступающие материалы принимаются и рассматриваются уполномоченными должностными лицами в общем порядке, предполагающем применение всех стадий производства по делам об административных правонарушениях, в том числе и вызов свидетеля в суд. Конечно, рассчитывать на массовый гражданский отклик в этом случае полиции не приходится.

По словам первого зампреда Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслава Лысакова, предлагаемые поправки вводят новый порядок участия граждан в фиксации нарушения ПДД техническими средствами.

«Любой гражданин может, зарегистрировавшись на сайте госуслуг, скачать специальную программу на свой гаджет и получить цифровую подпись, — поясняет депутат. — Это позволит ему отправлять файл, на котором зафиксировано нарушение ПДД, без приложения бумажного заявления о привлечении лихача к административной ответственности. Все просто: снял — отправил. Штраф выписывается как с автоматической камеры».

Как отмечает Лысаков, настоящий законопроект является правовым основанием для проведения конкурса на создание защищенного федерального программного обеспечения, в отношении которого у судов не будет сомнений, что записанное с его помощью видео можно откорректировать.

КАКИЕ НАРУШЕНИЯ ПОПАДУТ НА КОНТРОЛЬ

2 млрд 699 млн рублей потребуется дополнительных ассигнований из федерального бюджета на закупку серверного оборудования и приобретение услуг связи при реализации законопроекта
Опыт участия гражданских активистов в обеспечении порядка на улицах и дорогах есть у Москвы и Казани. Там ранее были внедрены региональные программы «Помощник Москвы» и «Народный инспектор». Скачав мобильное приложение, сознательные москвичи с его помощью сообщают «куда следует» о нарушителях правил парковки. В Татарстане диапазон фиксируемых гражданами нарушений шире: парковка на тротуаре, парковка в зеленой зоне и непредоставление преимущества пешеходу.

Через мобильное приложение в Республике Татарстан в 2017 году было подано 54 тысячи заявлений о нарушении Правил дорожного движения. В регионе даже есть свой рекордсмен: в 2016 году житель Казани на свой мобильный снял 1200 нарушений и направил материалы в полицию.

При этом в Татарстане суды, как правило, отменяют штрафы, выписанные на основании фотосвидетельств «народных мстителей», так как сегодня в законодательстве говорится об автоматических системах фотовидеофиксации, а не «ручной» съемке.

Результатом принятия законопроекта как раз и станут легализация общественного контроля на федеральном уровне и расширение списка правонарушений, регистрируемых гражданами. Согласно законопроекту, в перечень войдут нарушения, предусмотренные частями 1 и 3 статьи 12.10, частями 1 и 3 статьи 12.12, частью 2 статьи 12.13, частями 2 и 3 статьи 12.14, частями 4 и 5 статьи 12.15, частями 1-5 статьи 12.16, частями 1.1 и 1.2 статьи 12.17, статьей 12.18, статьей 12.19 КоАП. Речь идет о правилах пересечения железнодорожных путей и перекрестков дорог, выезде на встречку, несоблюдении требований светофора, разметки и знаков, движении по выделенной полосе для общественного транспорта, а также непредоставлении преимущества пешеходам, велосипедистам, машинам скорой помощи и полиции.

«Максимальный эффект от этой программы будет только в том случае, если будет техническая возможность установить ее на видеорегистратор автомобиля, — полагает депутат Вячеслав Лысаков. — Мне сложно представить водителя, который в движении еще пытается снять на смартфон другого автолюбителя, нарушающего ПДД».

А вот нажать кнопку на регистраторе и сохранить видео с нарушителем, а потом отправить его по Интернету в систему и проще, и безопаснее, считает законодатель.

«Это будет мотивировать недисциплинированных водителей пересмотреть свое поведение на дороге, — уверен Лысаков. — Когда закон заработает, им на голову начнут сыпаться штрафы как из рога изобилия. Ведь вышек с камерами на дороге может встретиться одна-две, а вот регистраторов на встречных и попутных автомобилях гораздо больше».

Включена система мобильного видеоконтроля нарушений правил стоянки автомобилей / Фото PhotoXPress

НУЖНО ЛИ ПРЕДУПРЕЖДАТЬ?

С 1 июля 2013 года на отечественных дорогах появился знак, предупреждающий о фотовидеофиксации нарушений. Специальная табличка и дорожная разметка предназначены для информирования водителей, поясняли тогда автомобилистам, так как системы автоматической фотовидеофиксации вводились в целях профилактики нарушений ПДД, а не для того, чтобы выкачать из водителей побольше денег.

Кроме того, автомобили столичного Центра организации дорожного движения, которые фиксируют нарушения правил парковки, также имеют особую предупреждающую расцветку. Может, «народных инспекторов» тоже обязать клеить на свои машины таблички?

Как пояснил президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин, такое предложение нереализуемо, так как правила не обязывают ставить предупреждающие знаки у каждой видеокамеры.

«Табличка может стоять в начале участка, где ведется фотовидеофиксация, или даже в начале дороги. А у переносных камер на треногах, которые используют гаишники, вообще по ГОСТ не предусмотрены никакие предупреждающие знаки», — отметил эксперт.

Специальный знак, свидетельствующий, что скорость на конкретном участке трассы ограничена 110 км/час, что контролируется средствами фото- и видеофиксации. / Фото КОММЕРСАНТЪ

Вместе с тем он обратил внимание, что во всем цивилизованном мире камеры фиксации действуют таким образом, чтобы машина была видна с трех сторон, а также можно было установить, кто именно находится за рулем. «У нас презумпция невиновности разрушена: штраф приходит лицу, на имя которого зарегистрировано транспортное средство, — констатирует Виктор Травин. — Фактически наказывается лицо, вина которого не доказана. Понятно, что это делается в угоду наполнению бюджета».

Кроме того, эксперт выразил обеспокоенность, что попытки снимать дорожных беспредельщиков на видео вызовут волну насилия.

«Не нашему человеку давать в руки этот инструмент, — считает Виктор Травин. — Народ озлоблен, а авторство видео легко устанавливается — придут морду бить».

По его словам, власть открывает ящик Пандоры. «Мне хочется увидеть, что будут делать чиновники, когда охота начнется за их автомобилями, а мы все знаем, как властная элита ведет себя на дорогах», — заключил эксперт.

Опрос

Депутат Вячеслав Лысаков полагает, что опасность для водителей кроется даже не в этом законопроекте, а в другом, принятом Госдумой в первом чтении в конце прошлого года. Речь идет о документе, позволяющем московским чиновникам назначать штрафы за такие нарушения Правил дорожного движения, как превышение скорости, выезд на выделенную полосу, проезд на красный свет.

«Передача полномочий ГИБДД органам исполнительной власти Москвы и других регионов может оказаться катастрофой, — считает парламентарий. — Теперь на смену офицерам ГАИ, досконально знающим закон, придут «люди с улицы», которые будут на любое, даже спорное видео выписывать письма счастья. Меня крайне беспокоит, что мы еще более усиливаем коммерциализацию обеспечения безопасности дорожного движения, и все это закончится серьезным социальным напряжением».

Опрос

КАМЕР БОЛЬШЕ, ПОЛИЦЕЙСКИХ МЕНЬШЕ

9 января МВД сообщило о сокращении 10 тысяч должностей в структуре Госавтоинспекции, после чего численность организации составит 45 тысяч человек. Кому-то может показаться, что теперь все надежды на порядок на дорогах возлагаются на сознательных граждан со смартфонами — гаишникам останется только обрабатывать присланные видеозаписи и рассылать штрафы нарушителям.

Это не так, считает сенатор Сергей Аренин, в недавнем прошлом начальник главка ГУ МВД по Саратовской области. По его словам, технические средства фотовидеофиксации появились не вчера, их уже предостаточно на дорогах. Собственно, исходя из этого МВД и принимает решения о необходимом количестве сотрудников.

Опрос

«А то, что мы даем гражданам право сообщать о том или ином правонарушении, так оно у них и было, есть и будет, — напомнил он. — Не хочешь — не сообщай, никто не заставляет. Просто если раньше видео со смартфона было трудно приобщить к делу — уголовному или административному, то сейчас оно будет иметь доказательную силу».

По данным МВД, россияне достаточно активно направляют в полицию свои фото- и видеоматериалы по фактам правонарушений. В 2016 году таких обращений было рассмотрено 126 тысяч, за 8 месяцев 2017 года — 111 тысяч.

«Только активная гражданская позиция и помощь граждан сотрудникам Госавтоинспекции позволят ликвидировать ощущение безнаказанности правонарушителей», — убежден сенатор.

Опрос

По его словам, именно безнаказанность побуждает лихачей вновь и вновь нарушать ПДД. В какой-то момент это приведет к тяжким последствиям и человеческим жертвам.

«Уверен, что ни в коем случае нельзя подобное участие граждан рассматривать как попытки переложить ответственность и работу государственных органов на них. Такое взаимодействие является естественным процессом совершенствования работы по обеспечению безопасности дорожного движения в частности и построения гражданского общества в целом», — подчеркнул законодатель.

Читайте наши новости в Яндекс.Дзен

Автор: Геннадий Мельник

Ещё материалы: Вячеслав Лысаков

Просмотров 247

22.04.2018

Загрузка...

Популярно в соцсетях


Загрузка...