Все о пенсиях в России

вчераКраснов: В конце 2023 года 69 тысяч россиян не получили пенсию из-за сбоя

вчераКак узнать размер будущей пенсии

два дня назадЧто потребуется для выхода на пенсию в 2024 году

Начинающих автомобилистов испытают городской ездой

Эксперты и законодатели предлагают усложнить экзамены на получение водительских удостоверений

24.04.2018 16:41

Автор: Валерий Филоненко

Начинающих автомобилистов испытают городской ездой

Фото: РИА Новости/Виталий Белоусов

Предложенный в ГИБДД переход на единый практический экзамен вождения в реальных городских условиях повысит профессиональные навыки выпускников автошкол, но при этом усложнит процесс обучения. Для усиления эффекта эксперты предлагают ввести в программу автошкол элементы контраварийного вождения, а получение водительского удостоверения увязать с обязательными психофизиологическими тестами.

В реальности всё сложнее

Эксперты в сфере автовождения убеждены, что требования, которые сейчас предъявляются в автошколах к кандидатам-водителям, не соответствуют существующим реалиям. В прошлом году «Гильдия автошкол» выступила с предложением экзаменовать автомобилистов только в городских условиях, исключив проверку их знаний на автодроме. Руководство ГИБДД признало инициативу экспертов состоятельной. По словам начальника главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ Михаила Черникова, в настоящее время готовится ряд соответствующих изменений в нормативные акты.

Камеры на дорогах запретят ставить где попало

«Сейчас практическая часть экзамена разбита на две части — площадка (автодром) и так называемый город. Мы предусматриваем объединение их в единый практический экзамен, который позволит нам видеть уровень владения всеми навыками вождения в комплексе в реальных условиях. На площадках навыки проверяются в рамках внутреннего экзамена в автошколе, этого достаточно, трудности возникают именно в городском потоке», — заявил глава ГИБДД в интервью «Коммерсанту».

По мнению руководителя «Гильдии автошкол» Сергея Лобарева, знания и подготовка кандидата-водителя на первичной площадке бессмысленны, так как опасность начинающие водители создают именно в реальных дорожных условиях. «Мы посвящаем лишь 17 процентов времени вождению в реальных дорожных условиях, остальное — на площадке. При этом весь мир давно уже отказался от приёма экзамена в таких тепличных условиях. А у нас вместо трёх сделали пять упражнений. И мы до сих пор не понимаем, для чего нужны эти компетенции, когда наш кандидат-водитель «пилит» по этой площадке со скоростью пять километров в час», — посетовал эксперт, отметив ещё один серьёзный недостаток в программе обучения российских водителей — запрет на выезд на скоростные магистрали.

Следующим шагом, считает Лобарев, должна быть выработка критериев оценки качества вождения. Готовность водителя необходимо определять не на основе его безупречных механистичных действий, а на показателях безопасности движения в условиях городской среды.

Мы посвящаем лишь 17 процентов времени вождению в реальных дорожных условиях, остальное — на площадке. При этом весь мир давно уже отказался от приёма экзамена в таких тепличных условиях.

«Во всем мире проверяется не то, как плавно водитель тронулся и сколько раз заглох при следовании из точки А в точку Б, а то, насколько безопасно он преодолел этот маршрут», — уточнил руководитель «Гильдии автошкол».

Экстрим для новичков

Сдача экзаменов по вождению в полевых условиях, конечно, большой шаг в сторону улучшения профессиональных навыков начинающих автомобилистов. Но не менее важно обучить их правилам поведения в экстремальной ситуации. Поэтому Лобарев предлагает ввести в обязательную программу обучения в автошколах элементы контраварийного вождения. По мнению экспертов, освоить азы можно за пять часов. Ранее член Комитета Госдумы по транспорту и строительству Владимир Афонский отмечал целесообразность инициативы, но для объективной её оценки предлагал сначала уточнить, насколько повысится плата за обучение.

Проезд в такси может подорожать

Помимо обучения, навыкам контраварийного поведения на дороге, экспертное сообщество предлагает ввести в программу автошкол и обязательный тест на определение опасности.

«Участник движения должен уметь прогнозировать развитие ситуации на дороге. А мы, к сожалению, сейчас выпускаем «чайников», которые в процессе обучения ездят со скоростью 30-40 километров в час. А ведь одно из правил водителя — держи скорость потока. Как он после получения прав может держать скорость потока, если он с такой скоростью не ездил? На некоторых магистралях скоростной режим — 90-100 километров в час. И конечно, здесь возникают проблемы», — заключил руководитель гильдии.

За руль через психометр

По мнению первого зампреда Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслава Лысакова, сведение практического экзаменационного процесса к единому экзамену — мера вполне оправданная, хотя и повлечёт за собой некоторое усложнение процедуры. «Конечно, нужно всех обучающихся в автошколах приближать к условиям реальной езды в потоке, вырабатывать стрессоустойчивость. А текущая программа обучения не соответствует рискам и вызовам. Кроме того, считаю, что повышать качество вождения автолюбителей необходимо с самих инструкторов. Сегодня в России отсутствуют специализированные вузы для подготовки преподавательских кадров для автошкол. Это большой минус», — полагает депутат.

Другую проблему парламентарий видит в том, что в России сегодня отсутствует реестр автошкол, что поощряет безответственность. «Необходим постоянный анализ по автошколам — сколько ДТП совершили выпускники той или иной организации. Тогда сразу будет видно, кто лишний на рынке этих услуг. Должен быть чёрный список, на основании которого принимать решение о лишении автошколы лицензии, если обучение там ведётся на низком уровне», — пояснил Лысаков.

Водительские удостоверения скоро подорожают

Также депутат предлагает принять подзаконные акты на уровне Правительства для введения обязательной процедуры тестирования на психофизиологическую способность управления автомобилем. «По статистике, сегодня шесть процентов автолюбителей в силу своих психологических параметров не способны адекватно вести себя на дороге. С точки зрения психиатра такой человек вполне вменяем, но за руль ему садиться крайне противопоказано. Есть методики и приборы, способные точно определить пограничное состояние психики человека. Самое разумное — выявлять таких неадекватных людей на стадии обучения и отсекать, давая обоснованный отказ в получении прав», — констатировал законодатель.

Ранее «Парламентская газета» сообщала, что Правительство одобрило разработанные МВД поправки в Налоговый кодекс об увеличении госпошлины за выдачу водительского удостоверения и свидетельства о регистрации транспортного средства. В ведомстве обосновали повышение выплат необходимостью компенсировать бюджету расходы на изготовление документов. За выдачу водительского удостоверения, в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность, вместо двух тысяч рублей придётся заплатить три тысячи, а свидетельство о регистрации будет стоить 1,5 тысячи рублей вместо нынешних 800.