Начинающих автомобилистов испытают городской ездой
Эксперты и законодатели предлагают усложнить экзамены на получение водительских удостоверений
Фото: РИА Новости/Виталий Белоусов
Предложенный в ГИБДД переход на единый практический экзамен вождения в реальных городских условиях повысит профессиональные навыки выпускников автошкол, но при этом усложнит процесс обучения. Для усиления эффекта эксперты предлагают ввести в программу автошкол элементы контраварийного вождения, а получение водительского удостоверения увязать с обязательными психофизиологическими тестами.
В реальности всё сложнее
Эксперты в сфере автовождения убеждены, что требования, которые сейчас предъявляются в автошколах к кандидатам-водителям, не соответствуют существующим реалиям. В прошлом году «Гильдия автошкол» выступила с предложением экзаменовать автомобилистов только в городских условиях, исключив проверку их знаний на автодроме. Руководство ГИБДД признало инициативу экспертов состоятельной. По словам начальника главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ Михаила Черникова, в настоящее время готовится ряд соответствующих изменений в нормативные акты.
«Сейчас практическая часть экзамена разбита на две части — площадка (автодром) и так называемый город. Мы предусматриваем объединение их в единый практический экзамен, который позволит нам видеть уровень владения всеми навыками вождения в комплексе в реальных условиях. На площадках навыки проверяются в рамках внутреннего экзамена в автошколе, этого достаточно, трудности возникают именно в городском потоке», — заявил глава ГИБДД в интервью «Коммерсанту».
По мнению руководителя «Гильдии автошкол» Сергея Лобарева, знания и подготовка кандидата-водителя на первичной площадке бессмысленны, так как опасность начинающие водители создают именно в реальных дорожных условиях. «Мы посвящаем лишь 17 процентов времени вождению в реальных дорожных условиях, остальное — на площадке. При этом весь мир давно уже отказался от приёма экзамена в таких тепличных условиях. А у нас вместо трёх сделали пять упражнений. И мы до сих пор не понимаем, для чего нужны эти компетенции, когда наш кандидат-водитель «пилит» по этой площадке со скоростью пять километров в час», — посетовал эксперт, отметив ещё один серьёзный недостаток в программе обучения российских водителей — запрет на выезд на скоростные магистрали.
Следующим шагом, считает Лобарев, должна быть выработка критериев оценки качества вождения. Готовность водителя необходимо определять не на основе его безупречных механистичных действий, а на показателях безопасности движения в условиях городской среды.
Мы посвящаем лишь 17 процентов времени вождению в реальных дорожных условиях, остальное — на площадке. При этом весь мир давно уже отказался от приёма экзамена в таких тепличных условиях.
«Во всем мире проверяется не то, как плавно водитель тронулся и сколько раз заглох при следовании из точки А в точку Б, а то, насколько безопасно он преодолел этот маршрут», — уточнил руководитель «Гильдии автошкол».
Экстрим для новичков
Сдача экзаменов по вождению в полевых условиях, конечно, большой шаг в сторону улучшения профессиональных навыков начинающих автомобилистов. Но не менее важно обучить их правилам поведения в экстремальной ситуации. Поэтому Лобарев предлагает ввести в обязательную программу обучения в автошколах элементы контраварийного вождения. По мнению экспертов, освоить азы можно за пять часов. Ранее член Комитета Госдумы по транспорту и строительству Владимир Афонский отмечал целесообразность инициативы, но для объективной её оценки предлагал сначала уточнить, насколько повысится плата за обучение.
Помимо обучения, навыкам контраварийного поведения на дороге, экспертное сообщество предлагает ввести в программу автошкол и обязательный тест на определение опасности.
«Участник движения должен уметь прогнозировать развитие ситуации на дороге. А мы, к сожалению, сейчас выпускаем «чайников», которые в процессе обучения ездят со скоростью 30-40 километров в час. А ведь одно из правил водителя — держи скорость потока. Как он после получения прав может держать скорость потока, если он с такой скоростью не ездил? На некоторых магистралях скоростной режим — 90-100 километров в час. И конечно, здесь возникают проблемы», — заключил руководитель гильдии.
За руль через психометр
По мнению первого зампреда Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслава Лысакова, сведение практического экзаменационного процесса к единому экзамену — мера вполне оправданная, хотя и повлечёт за собой некоторое усложнение процедуры. «Конечно, нужно всех обучающихся в автошколах приближать к условиям реальной езды в потоке, вырабатывать стрессоустойчивость. А текущая программа обучения не соответствует рискам и вызовам. Кроме того, считаю, что повышать качество вождения автолюбителей необходимо с самих инструкторов. Сегодня в России отсутствуют специализированные вузы для подготовки преподавательских кадров для автошкол. Это большой минус», — полагает депутат.
Другую проблему парламентарий видит в том, что в России сегодня отсутствует реестр автошкол, что поощряет безответственность. «Необходим постоянный анализ по автошколам — сколько ДТП совершили выпускники той или иной организации. Тогда сразу будет видно, кто лишний на рынке этих услуг. Должен быть чёрный список, на основании которого принимать решение о лишении автошколы лицензии, если обучение там ведётся на низком уровне», — пояснил Лысаков.
Также депутат предлагает принять подзаконные акты на уровне Правительства для введения обязательной процедуры тестирования на психофизиологическую способность управления автомобилем. «По статистике, сегодня шесть процентов автолюбителей в силу своих психологических параметров не способны адекватно вести себя на дороге. С точки зрения психиатра такой человек вполне вменяем, но за руль ему садиться крайне противопоказано. Есть методики и приборы, способные точно определить пограничное состояние психики человека. Самое разумное — выявлять таких неадекватных людей на стадии обучения и отсекать, давая обоснованный отказ в получении прав», — констатировал законодатель.
Ранее «Парламентская газета» сообщала, что Правительство одобрило разработанные МВД поправки в Налоговый кодекс об увеличении госпошлины за выдачу водительского удостоверения и свидетельства о регистрации транспортного средства. В ведомстве обосновали повышение выплат необходимостью компенсировать бюджету расходы на изготовление документов. За выдачу водительского удостоверения, в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность, вместо двух тысяч рублей придётся заплатить три тысячи, а свидетельство о регистрации будет стоить 1,5 тысячи рублей вместо нынешних 800.
Ещё материалы: Вячеслав Лысаков, Владимир Афонский