На борьбу с пробками призывают беспилотники

Что войдет в новую стратегию транспортного развития Москвы

100 лет назад — 10 июня 1920 года — Совнарком РСФСР принял декрет «Об автодвижении по городу Москве и ее окрестностям (Правила)».

На борьбу с пробками призывают беспилотники

Фото: РИА «НОВОСТИ»

Проблему столичных автомобильных заторов попробуют решить с помощью дронов, искусственного интеллекта и вакуумных поездов — уже этим летом столичная мэрия презентует новую транспортную стратегию, рассчитанную до 2040 года. По мнению знакомых с документом экспертов и законодателей, значительная часть предлагаемых мер — из разряда фантастики, при этом реальной возможностью разгрузить московские дороги они называют активное внедрение работы на «удаленке».

Новая концепция

Основные правила декрета «Об автодвижении по городу Москве и ее окрестностям», принятого 100 лет назад, заключались в ограничении скорости для легковых автомобилей 25 километров в час, для грузовых — 15 километров в час, а при перемещении ночью — 10 километров в час. Здесь же были определены требования к состоянию автомобилей, их регистрации, номерным знакам, наличию у водителей документов — прав, удостоверения личности, путевых листов — и требования к их оформлению. С тех пор количество форм и видов ограничений для автомобилей в городе постоянно росло.

В октябре прошлого года мэрия Москвы заказала разработку стратегии развития транспортного комплекса города на период до 2040 года, способной увеличить пропускную способность задыхающейся дорожной сети столицы. Предыдущую приняли еще в 2011-м (до 2020 года), и предполагалось, что она позволит пересадить автомобилистов на общественный транспорт. Для этого столичные власти активно создавали выделенные полосы для общественного транспорта, строили новые станции метро, открыли МЦК и стали штрафовать водителей за неоплаченную парковку. В центре города даже появились улицы с рекордным тарифом 380 рублей в час.

1964 год. Москва советского времени даже не могла представить, в какой транспортный коллапс попадет через полвека. Фото: РИА «НОВОСТИ»

По официальным данным, ежегодно Москва тратит на развитие транспортной инфраструктуры больше 500 миллиардов рублей, однако принципиально ситуация с заторами в городе не решена.

По мнению первого зампреда Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслава Лысакова, многие годы являющегося защитником прав автомобилистов, расширение тротуаров, выделенные линии для автобусов, оборудование дорог островками с циклопическими скамейками и качелями, велосипедные дорожки — все это было сделано не для блага безлошадных граждан, а во вред автовладельцам.

- Велосипедистов в центре почти не встретишь, особенно в плохую погоду, общественный транспорт тоже ездит редко, да и какой нормальный человек станет прогуливаться по скверику в центре Ленинградского шоссе с высокой загазованностью воздуха? — говорит законодатель. — Если бы этого идиотизма не делали, пробок было бы меньше.

Вячеслав Лысаков. Фото: Владимир Афанасьев / ПГ

Вместо этого произошла тотальная коммерциализация общественного пространства мегаполиса. По словам депутата, новая концепция также направлена против автомобилистов. «Правительство Москвы сейчас ограничительными и финансовыми мерами заставляет людей отказаться от машин, но предложенная взамен альтернатива очень сомнительна, — считает он. — Поездки с семьей в машине и на метро сильно отличаются в плане комфорта, а потому человек никогда не откажется от автомобиля».

Где найти баланс

Появление автомобиля стало одним из ключевых событий, изменивших внешний облик городов, их размеры и привычки граждан, и поначалу авто были встречены обществом с настороженностью, как это сейчас происходит и с беспилотным транспортом, рассказывает директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов НИУ ВШЭ Константин Трофименко.

- Считается, что 200 автомобилей на одну тысячу жителей — это малый показатель, при котором в городе относительно комфортно и автомобилистам, и пешеходам, — рассказывает он. — В Америке его достигли еще в 20-е годы прошлого века, в Европе — в 50-е, а мы — лишь в 2000-х годах. Сейчас в столице на тысячу москвичей приходится более 400 автомашин. Когда на дороги одновременно выезжает 700 тысяч автомобилей, образуются те самые 9-балльные пробки, о которых извещают водителей в навигаторе.

При этом, по информации столичного Центра организации дорожного движения, ежедневно на улицы столицы выезжает около 3,2-3,6 миллиона автомобилей. Машин много, и они не вписываются в отведенную для них улично-дорожную сеть.

В Москве, по словам эксперта, момент был упущен в 2000-х годах, когда все заделы на расширение дорог, заложенные еще советскими проектировщиками, в лужковские годы были похоронены точечными застройками высоток. «Если в центре, в пределах Третьего транспортного кольца дороги занимают около 20 процентов от общей площади, то в зоне между ТТК и МКАД — меньше 10 процентов, — пояснил Константин Трофименко. — В американских городах 30 процентов города отводится под автомобильные дороги».

Можно попытаться решить проблему строительством автомагистралей над железными дорогами, но это фактически последние резервы. «Когда момент упущен, нельзя говорить о полном рассасывании пробок, — отмечает он. — В этом плане Москва обречена постоянно балансировать на грани. К сожалению, сейчас не остается других мер, кроме искусственного ограничения для автомобилистов, не давая им одновременно выехать на дорогу. Но все равно ниже 5-6 баллов мы никогда не опустимся».

Город будущего

Известно, что проект новой транспортной стратегии содержит около 20 приоритетных направлений: например, увеличение пропускной способности сети, повышение эффективности пассажирского и грузового автотранспорта, активизация Московских центральных диаметров (МЦД), развитие метро, организация многоуровневых паркингов, использование беспилотных технологий, искусственного интеллекта, биометрии, больших данных, виртуальной и дополненной реальности.

- Уже летом стратегию собираются обнародовать, — рассказывает Константин Трофименко, сам участвовавший в ее экспертных обсуждениях. — Она слегка утопическая, но и задача у разработчиков была широко пофантазировать, что они и сделали.

По его мнению, какие-то положения можно реализовать, например внедрение беспилотного автотранспорта. Но в целом все предложения — на далекую перспективу, причем они требуют решения множества правовых вопросов. Кроме того, ряд этих предложений кажутся чрезмерными. В частности, предполагается сделать ставку на технологию вакуумных поездов Hyperloop, разработанную Илоном Маском. Не совсем понятно, зачем в городе нужен транспорт со скоростью 800 километров в час.

Автомобили-беспилотники готовы выехать на улицы российских городов. Фото: АГН Москва

Спорным представляется и доставка товаров дронами. Уже известно: ФСБ категорически против того, чтобы летающие «без приказа» беспилотники массово использовать над столицей.

«Больше шансов у летающего беспилотного такси, успешные испытания технологии которого прошли в Дубае в 2017 году, — предположил эксперт. — Так как полеты над Москвой, кроме спецтранспорта, запрещены, их можно использовать для воздушного сообщения с областью». Но это будет транспорт премиум-класса. В Дубае расценки на такую поездку начинаются от тысячи долларов.

Кардинально изменить ситуацию с пробками способны наземные беспилотники. В их пользу говорит то, что технологии уже давно отработаны в Москве и Казани, к тому же в развитии этой отрасли заинтересованы и в кабмине. Премьер Михаил Мишустин 25 марта утвердил концепцию по ускорению развития в России беспилотных транспортных средств. Согласно документу, автодроны позволят снизить количество аварий на дорогах, уменьш ить стоимость перевозки пассажиров и грузов, на треть увеличится скорость доставки.

- Если представить, что абсолютно все автомобили в потоке являются беспилотными и автоматика позволяет им двигаться с большой скоростью плотно друг другу, практически как вагоны в метро, то пропускная способность имеющихся дорог заметно увеличится, — поясняет Константин Трофименко. — Единый центр управления будет рассчитывать им оптимальный маршрут исходя из заданных данных.

Однако эта «противозаторная» мера не будет работать, если беспилотников на дороге будет незначительная часть, как сейчас. А значит, ждать придется лет 20-30.

Но если переход на массовую эксплуатацию беспилотников экспертам видится в далекой перспективе, не ранее середины нынешнего века, то есть более реальный шанс решить проблему уже в ближайшем будущем.

«Удаленка» против коллапса

В последнее время Москва на интерактивных картах, отображающих загрузку дорог, впервые за много лет позеленела. То, чего не могли добиться в столичном Дептрансе профессиональные функционеры, сделали коронавирус и жесткие ограничительные меры на передвижение по городу. Это натолкнуло многих на очевидный вывод: проблема пробок решится сама собой, если люди будут работать дома.

- Единственный плюс от коронавируса, что люди поняли: эффективно работать можно и на «удаленке», — отмечает Вячеслав Лысаков. — Знакомый бизнесмен мне сказал, что половину своего коллектива он теперь может спокойно оставить работать дома. Качество работы не снизится, а на аренде офиса можно сэкономить.

Это направление надо всемерно развивать, но не в приказном порядке, считает он. «Необходимо менять правовые основания и законодательную базу, чтобы они позволяли без всяких проволочек легально работать из дома не только сотрудникам частных организаций, но и бюджетникам, если для выполнения их обязанностей присутствие в офисе не является критичным», — отметил депутат. И в пример привел Лондон, где жилищно-коммунальным хозяйством города управляют удаленно, причем даже не в Великобритании, а из Пакистана. Технологии позволяют это делать, кроме того, это существенно снижает расходы.

Созданием условий для развития в России института дистанционных форм занятости сейчас занимаются парламентарии. Об этом заявила заместитель председателя Совета Федерации, член президиума Генерального совета партии «Единая Россия» Галина Карелова. По ее словам, в законодательстве необходимо отразить всю совокупность вопросов, охватывающих дистанционные и гибкие формы занятости.

Она пояснила, что речь идет о таких вопросах, как возможность перехода работников на удаленный режим работы без заключения дополнительных соглашений к трудовому договору, сокращение сроков предупреждения об изменении определенных сторонами условий трудового договора и введение неполного рабочего времени, а также изменение графиков сменности.

Как у них

По сути, все, что выносится в стратегию транспортного развития Москвы, так или иначе скопировано с опыта других мегаполисов, признанных лидеров по организации бесперебойного автотрафика, — Дубая, Лондона, Сингапура, Токио. В борьбе с пробками везде все идет примерно в одном направлении, но есть и особенности.

В азиатских странах до экономического бума большая часть городов представляла собой трущобы, их не жалко было снести и построить широкие многоуровневые магистрали.

В Европе, где во многих городах сохранилась исторически значимая застройка, пошли другим путем. Где можно — строят тоннели и эстакады, но больше используют ограничительные меры для автомобилистов, пропагандируют общественный транспорт и велосипеды.

В Сингапуре действует жесткое ограничение — не более 200 автомобилей на тысячу горожан. Для этого ввели жесткий контроль над продаваемыми здесь машинами, купить которые могут только те, у кого есть ваучер, действующий в ограниченном количестве и по стоимости зачастую в три раза превышающий цену авто. Кроме того, там существует система динамического ценообразования на платных хайвеях, где цена проезда тем выше, чем больше на дороге автомашин.

Просмотров 3427

10.06.2020 00:00

Пример



Загрузка...

Популярно в соцсетях