Машины каршеринга предложили оборудовать алкозамками

Каждый десятый, совершивший ДТП на арендованном авто, сел за руль в подпитии

14.07.2022 00:00

Автор: Мария Соколова

Машины каршеринга предложили оборудовать алкозамками
  © Мобильный репортер / АГН Москва

В 2021 году на 40 процентов выросло число дорожно-транспортных происшествий с участием каршеринговых машин. При этом 12 процентов водителей, виновных в таких авариях, были пьяны. Депутат Бийсултан Хамзаев предложил оснастить автомобили, предназначенные для аренды, устройствами, не допускающими запуск двигателя без предварительной проверки водителя на трезвость. Соответствующее письмо он направил главе МВД России Владимиру Колокольцеву. Алкозамок станет барьером для севших за руль в состоянии алкогольного опьянения, сказал Хамзаев «Парламентской газете».        

Россияне стали чаще арендовать авто

Каршеринг появился в России в 2013 году, когда были основаны первые компании, предлагающие водителям взять автомобиль в аренду на несколько минут или часов. В разгар пандемии развитие этого бизнеса приостановилось, но после снятия ограничений в 2021 году прибыль операторов каршеринга выросла на 82 процента и составила 41 миллиард рублей, сообщили в обзоре Научного центра безопасности МВД, опубликованном 6 мая.

Повышение спроса на кратковременную аренду авто является одной из причин роста аварийности в каршеринге, отметили в МВД. Лидерами по числу аварий стали Москва, Санкт-Петербург, Московская, Самарская, Ленинградская, Нижегородская области, Татарстан, Краснодарский край. Всего произошло 891 ДТП, погибли 64 человека и ранены 1133. В большинстве происшествий виноваты водители 20—34 лет со стажем вождения меньше четырех лет. 108 виновников аварий были пьяны, а 43 сели за руль без водительских прав.

Среди самых распространенных нарушений в каршеринге в 2021 году — превышение скорости, несоблюдение очередности проезда, неправильный выбор дистанции, нарушение правил проезда пешеходного перехода и выезд на встречку.  

В МВД считают, что увеличение аварийности в каршеринге свидетельствует о проблемах с допуском водителей к управлению такими машинами. В ведомстве уверены, что каршеринговые компании должны строже контролировать процесс передачи автомобиля в аренду.

Как не пустить пьяных за руль

Водители каршеринга представляют опасность для остальных участников дорожного движения, и эта проблема обострилась в последние несколько месяцев, сказал «Парламентской газете» член Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Бийсултан Хамзаев («Единая Россия»).

«Отдельные граждане считают для себя возможным пренебрегать общественной безопасностью, правилами дорожного движения и осуществлять бездумное управление транспортными средствами в состоянии алкогольного и наркотического опьянения», — подчеркнул депутат. Нередко такие поездки заканчиваются травмами и смертью на дорогах.

Бийсултан Хамзаев © Юрий Инякин/ПГ

По словам Хамзаева, организаторы и участники каршеринга должны неукоснительно выполнять требования об обеспечении безопасности участников дорожного движения.

«Считаю, что все автомобили должны быть оснащены устройством, не допускающим пуск двигателя автомобиля без предварительного прохождения проверки состояния водителя на трезвость, — сказал парламентарий. — Это в значительной мере станет действенным барьером для нахождения пьяных граждан за рулем». Бийслутан Хамзаев предложил законодательно обязать каршеринговые компании устанавливать алкозамки в своих машинах.       

Цена вопроса

Координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов полагает, что оборудование автомобилей такими устройствами может привести к подорожанию услуг каршеринга. «Алкозамок с установкой и обслуживанием стоит до 100 тысяч рублей. Вряд ли у каршеринговых компаний хватит средств на это», — сказал Шкуматов «Парламентской газете». Он также отметил, что уже не раз эксперты говорили о разных нюансах работы алкозамков. Бывает, что они не срабатывают или срабатывают ложно. Кроме того, есть приспособления, которые позволяют обмануть эти устройства.

В Европе алкозамки используют уже больше 20 лет, сообщил ТАСС в августе 2020 года. Больше всего их установлено в Швеции. Там, если водителя поймали пьяным за рулем, ему придется заплатить штраф и расстаться с водительскими правами. Но лишения прав можно избежать, если он поставит в машину алкозамок. Такие устройства во многих странах устанавливают в такси, а во Франции ими оснащены все школьные автобусы.  

По данным МВД, в России в 2021 году было 15,7 тысячи дорожно-транспортных происшествий с участием пьяных водителей. Речь идет как о собственных машинах, так и об арендованных. В таких авариях погибли почти 4 тысячи и ранены более 20 тысяч человек. В целом пьяных ДТП в России стало меньше, чем в 2020 году, но в 24 регионах увеличилось число погибших в таких авариях. На Алтае, в Забайкальском крае и Ненецком автономном округе жертвами нетрезвых водителей стали более половины всех погибших на дорогах этих регионов.

Читайте также:

• В Правительстве обещают, что новый закон не приведет к ощутимому росту цен на такси • Электрокары хотят продвинуть в массы льготами и скидками