Все о пенсиях в России

13.04.2024Кому повысят пенсии с 1 мая

12.04.2024В мае некоторое юбиляры получат доплату к пенсии

09.04.2024Детям-инвалидам погибших участников СВО хотят дать право на двойную пенсию

В Правительстве обещают, что новый закон не приведет к ощутимому росту цен на такси

Депутаты Госдумы предложили дать право устанавливать минимальные тарифы на платные пассажирские перевозки всем без исключения регионам

Тема: Пленарное заседание Госдумы 5 июля 2022 года

05.07.2022 19:51

Автор: Никита Вятчанин

В Правительстве обещают, что новый закон не приведет к ощутимому росту цен на такси
  © Игорь Самохвалов/ПГ

Агрегаторы должны принимать самозанятых на работу в такси и брать на себя часть ответственности за ДТП с участием своих таксистов. А в регионах должны вести реестры перевозчиков, служб заказа и автомобилей, работающих в сфере платных пассажирских перевозок. Эти и другие нововведения предусматривает правительственный законопроект о такси, который Госдума приняла в первом чтении 5 июля.

Детское автокресло — в каждой машине

Представляя документ в Госдуме, замминистра транспорта Дмитрий Зверев пояснил: законопроект, который должен системно  урегулировать отношения между агрегаторами, а они, скорее всего, будут именоваться в официальных бумагах уже по-другому — «операторами» или «службами заказа», водителями и пассажирами, вводит несколько принципиальных новшеств.

Теперь операторы перевозок будут нести солидарную ответственность за ущерб, причиненный в результате ДТП при перевозке легковым такси жизни или здоровью пассажира, его багажу, ручной клади, если заказ был принят через службу заказа. Это касается и случаев, когда реально пассажиров везет самозанятый или водитель — индивидуальный предприниматель, заключивший договор об обработке информации о заказе со службой заказа легкого такси. Также агрегаторы обязаны будут по запросу передавать ФСБ и иным правительственным структурам информацию о клиентах и не отказывать в сотрудничестве самозанятым — сейчас для работы в такси приходится регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.

При этом опасения экспертов, что цены на такси резко подскочат, так как агрегаторы будут закладывать свои финансовые риски в стоимость перевозок, в Правительстве не разделяют. Отвечая на вопрос, который задал депутат Алексей Куринный (КПРФ) — насколько, по расчетам кабмина, возрастет стоимость перевозок после введения этого закона, — Зверев заверил, что «к значимым увеличениям это не приведет». А вот уровень безопасности пассажиров вырастет — и это для разработчиков документа является решающим аргументом.

Среди депутатов также есть приверженцы такой точки зрения — как ранее заявил «Парламентской газете» первый зампредседателя Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Павел Федяев («Единая Россия»), кратного роста стоимости поездок на такси «мы должны избежать».

Среди других важных новшеств, предусмотренных законопроектом, — расширение списка требований к водителям такси (стаж — от трех лет и выше, запрет на работу при трех и более неоплаченных штрафах).

Есть изменения и в обязательном оснащении автомобилей. Среди новых требований — установка в салоне датчиков усталости водителя, которые, как жаловались некоторые представители такси-бизнеса, стоят дорого. На это Зверев заметил: чтобы избежать лишних трат, в качестве таких датчиков может использоваться даже приложение на смартфоне.

© Александр Авилов/АГН Москва

Депутат Яна Лантратова («Справедливая Россия — За правду») предложила обязать водителей такси иметь в машине устройства для перевозки пассажиров с детьми. Зверев поддержал это предложение и пообещал включить его в лист требований, тем более что таксистам уже прописаны похожие нормы по обязательному наличию средств для посадки в авто инвалидов.

Важным нововведением, предусмотренным законопроектом, специалисты и парламентарии называют создание государственной информационной службы такси, а также то, что в каждом регионе России должны вестись сразу три реестра — перевозчиков, автомобилей и служб заказа платных пассажирских перевозок.

Читайте также:

• Павел Федяев: Поездка в такси может стать дороже, но не в два-три раза • МВД раскроет информацию о злостных нарушителях ПДД

Что за комиссия, агрегатор!..

На пленарном заседании Госдумы 5 июля проект нового закона о такси был принят депутатами в первом чтении без единого голоса «против» (348 — за, 4 — воздержались). При этом вопросы, которые нужно доработать ко второму чтению, остались — как отметил депутат Виталий Ефимов («Единая Россия»), обращений к законодателям в отношении данной инициативы поступило очень много (это неудивительно, если вспомнить, что проект закона о такси от разных авторов с лета 2018 года вносился в Госдуму несколько раз и ни разу не был окончательно принят).

В частности, законодателей просят ограничить размеры комиссии агрегаторов с каждой поездки — одни берут 20 процентов от стоимости, другие 10 процентов. Есть вопросы и по формированию тарифов. В законопроекте предусмотрено, что города федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь могут вводить у себя минимальные тарифы для поездок на такси — в Комитете Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры считают, что это можно сделать в отношении всех регионов.

Не все урегулировано, как считают депутаты, и с допуском к работе в такси самозанятых: во-первых, они в отличие от ИП не подпадают под действие закона о защите прав потребителей, что создает риски для пассажиров, а во-вторых, в проекте нового закона не прописан запрет на работу в такси лицам с судимостью по тяжелым преступлениям, хотя в Трудовом кодексе РФ такая норма уже имеется.

В случае принятия нового закона о такси его основные положения вступят в силу с марта 2023 года, часть изменений, включая оборудование автомобилей и требований к таксистам, — с сентября 2023 года. При этом разрешения такси, выданные ранее, будут действовать до окончания срока, указанного в документе.