Теракт в «Крокус Сити Холле»

вчераСледствие доказало связь террористов в «Крокусе» с украинскими националистами

вчераСК задержал нового фигуранта дела о теракте в «Крокусе»

вчераНа массовые события предложили привлекать вневедомственную охрану вместо ЧОПов

Малолетним преступникам «пропишут» наставников

В России может появиться новый механизм для социализации и исправления подростков-рецидивистов

26.01.2023 00:00

Автор: Николай Козин

Малолетним преступникам «пропишут» наставников
Артем Метелев © Игорь Самохвалов/ПГ

В России хотят ввести специальный институт «наставничества», основная задача которого будет заключаться в перевоспитании и социализации трудных подростков. Авторы новой системы полагают, что так удастся существенно снизить процент преступников-рецидивистов среди мальчишек и девчонок. О том, как это будет работать, «Парламентской газете» рассказал председатель Комитета Госдумы по молодежной политике Артем Метелев.

«Чтобы труд был крут»

— Артем Павлович, в конце прошлого года на заседании Государственного совета, посвященном вопросам реализации молодежной политики, президент поставил перед вами ряд задач. Каких?

— Государственный совет, конечно же, не просто так был посвящен вопросам реализации молодежной политики. Работа с молодежью — это работа и с настоящим, и с будущим. И закладывать те самые параметры развития молодых людей и детей, подростков важно уже сегодня. Поэтому президент, открывая Госсовет, назвал работу с молодежью национальной стратегической задачей и сразу перечислил ряд приоритетных направлений, которые мы весь год будем сопровождать.

Прежде всего, конечно же, это тема, касающаяся специалистов, которые работают в молодежных центрах, муниципальных учреждениях и так далее. Мы предложили приравнять зарплаты молодых специалистов, которые работают в области молодежной политики, к зарплатам специалистов учреждений дополнительного образования. Согласитесь, очень странно, когда в одном кабинете собирается несколько людей, которые выполняют одни и те же задачи, а деньги получают разные, потому что кто-то трудоустроен как сотрудник дополнительного образования, а кто-то нет. По нашим расчетам, чтобы уравнять молодых специалистов в правах, требуется около шести миллиардов рублей. Президент эту инициативу поддержал, будем ее детально прорабатывать.

Конечно же, приоритетным остается вопрос инфраструктуры, создания в регионах специальных многофункциональных центров, где молодежь может себя реализовывать, — заниматься какими-то проектами, учиться новому, от фотографии до игры на гитаре. Понимаете, молодые люди зачастую уезжают из регионов в поисках не только высоких зарплат, но и лучшего времяпровождения, досуга. Когда тебе нечем заняться, когда у тебя из развлечений только бар и торговый центр, будешь ли ты оставаться в таком месте, пытаться там себя реализовать? Конечно, нет. Так что нам очень нужно, чтобы молодежные пространства создавались не только в крупных городах, но и в муниципальных округах.

В прошлом году была запущена федеральная программа «Регионы для молодежи», предусматривающая выделение пяти миллиардов рублей в год на строительство и реновацию таких пространств. В этом году мы намерены ее масштабировать, чтобы средства выделялись дальше и в большем объеме.

Безусловно, очень важен и вопрос трудоустройства молодежи. Мы озвучивали на Госсовете, что у нас сегодня работают порядка полумиллиона подростков. Но запрос — причем со всех трех сторон: и от самих молодых людей, и от родителей, и от работодателей — намного больше. Только за прошлый год количество вакансий для подростков выросло на 20—30 процентов. Но сам по себе процесс трудоустройства — это семь кругов ада. Подростку нужно поехать в опеку, где неизвестные ему люди будут решать, должен он работать или нет, собрать девять документов, пройти отдельный медосмотр, который обязан оплатить работодатель, и так далее. Мы предложили законопроект — он уже внесен в Госдуму, и в начале следующей недели мы ожидаем заключение Правительства, — который все это убирает. А заодно вводит понятие разрешенных профессий. И на Госсовете мы предложили организовать федеральное трудоустройство подростков.

Вот есть замечательный проект — «Пушкинская карта». Стильный, многообразный, написанный понятным языком. И нам нужно сделать что-то подобное в вопросах труда. «Чтобы труд был крут» — вот такой примерно должен был слоган. В нашем понимании эта программа должна включать, во-первых, удобный для подростка поиск работы — при помощи, например, специального сайта или приложения. Во-вторых, практику наставничества и, в-третьих, субсидирование для работодателей, которые будут принимать молодых людей на работу. Президент опять же эту инициативу поддержал, так что перспективы у нее есть.

Читайте также:

• Студентам из стройотрядов хотят сохранить соцдоплаты

Воспитатель для хулигана

— Вы не раз поднимали тему социализации трудных подростков через наставничество. Есть ли подвижки в этом направлении?

— За минувшие десять лет у нас почти в два раза снизилось количество преступлений, совершенных детьми и подростками. Динамика очень хорошая, но есть проблема. Так как у нас законодательство гуманное, только 24 процента подростков, совершивших преступление, получают реальное наказание. А три четверти получают максимум условное. Таким образом, мы не даем подростку никакого шанса исправиться, никакого инструмента для совершенствования его личности. Это плохо. И из-за этого у нас высокий процент рецидивов. Я смотрел аналитику Верховного суда, там упоминаются подростки, которые совершили тринадцать преступлений. Тринадцать! И за все отделались условкой.

Мы разработали законопроект, который кардинально меняет подход к этому вопросу. Суть такова: вместе с условным наказанием подросток получает некую форму исправительно-воспитательного воздействия. Воздействие это может оказываться тремя путями: через наставничество, через участие в волонтерской деятельности и через участие в деятельности Российского движения детей и молодежи. Помните, в советское время была такая практика, как поручительство? Провинившихся отдавали «на поруки» в трудовые коллективы или каким-то конкретным людям. Вот и здесь примерно то же самое.

— Как будет работать эта система?

— Суд назначает ребенку наказание. Ребенка вызывают на комиссию по делам несовершеннолетних, суд выбирает конкретное направление — наставника или волонтерскую организацию — и закрепляет за ними ребенка, заключая соответствующий договор. Ну а дальше уже начинается социализация. Через участие в проектах, через какие-то беседы, совместные выезды, совместное творчество и тому подобное. Спустя какое-то время комиссия оценивает положение дел и, если дела идут хорошо, ходатайствует перед судом о снятии наказания — человек исправился, стал полезным обществу, искупил свою вину. Или наоборот — человек, скажем так, «неизлечим». Тогда суд принимает к сведению, что назначенные методики исправления не работают, и оставит наказание в силе.

— На каком этапе находится работа над законопроектом?

— Он уже получил одобрение Верховного суда, в ближайшее время мы ждем на него заключение Правительства.