Лысаков: конфискация автомобиля за пьяную езду проблему не решает

Лысаков: конфискация автомобиля за пьяную езду проблему не решает

вячеслав лысаков. Фото: ПГ / Михаил Нилов 

Архангельское областное собрание депутатов внесло в Госдуму проект закона, предусматривающий конфискацию автомобиля за повторное управление транспортным средством в состоянии опьянения. Правительство и парламентарии считают инициативу спорной и мало способствующей восстановлению порядка на дорогах.

Авторы документа поясняют, что законопроект направлен на сокращение числа дорожно-транспортных происшествий и снижение смертности на дорогах. Они подчёркивают, что сохранение транспортного средства владельцем, наказанным за управление автомобилем в пьяном виде в уголовном порядке, увеличивает риск дальнейшего нарушения им правил дорожного движения. 

В пояснительной записке к документу приводится и статистика, согласно которой каждое тринадцатое дорожно-транспортное происшествие с участием легковых автомобилей совершается водителями в состоянии опьянения. За период 2015—2016 годов в России по статье 264.1 Уголовного кодекса было осуждено более 94 000 человек, управлявших транспортными средствами в состоянии опьянения, из которых 77 600 осуждённым в качестве уголовного наказания были назначены обязательные работы, а 6300 — штраф.

При этом архангельские парламентарии отмечают, что вопрос о конфискации автомобиля законодательно не урегулирован и осуждённые по статье 264.1 УК имеют фактическую возможность вновь управлять транспортными средствами, которыми они владеют.

Но так было не всегда, отмечают разработчики. Ранее, принимая решение о конфискации транспортного средства, судьи руководствовались пунктом "г» части 1 статьи 104.1 УК, разрешающей конфисковать орудие преступления. Однако с 2016 года суды перестали выносить решения о конфискации автомобилей из-за постановления пленума Верховного суда, запретившего признавать транспортное средство орудием преступления.

Как следует из официального отзыва Правительства на инициативу, законопроект не позволяет должным образом противодействовать дорожно-транспортным преступлениям, так как их предметом зачастую являются транспортные средства, принадлежащие не виновному, а третьим лицам. Больше того, принятие законопроекта создаст трудности в правоприменении, поскольку имеется неопределённость в вопросе о том, как будет конфисковываться транспортное средство, находящееся в общей долевой или общей совместной собственности, когда один из собственников не совершал преступления.

Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков также скептически относится к законопроекту, соглашаясь с опасениями кабмина.

«Если правонарушителя задержали за пьянку за рулём повторно и автомобиль действительно принадлежит ему, тогда всё понятно. А если это не его машина, а другого человека или юридического лица? Что делать тогда?» — недоумевает парламентарий.

Депутат убеждён, что и действующее законодательство вполне адекватно и способно отвадить автолюбителей от пьянки за рулём.

«Законом предусматриваются разные санкции, в том числе штраф до 300 тысяч рублей. Далеко не каждая машина столько стоит. Особенно если учесть, что сегодня 50% парка легковых автомобилей в России старше 12 лет. И есть ли смысл конфисковывать какую-нибудь развалюху, если закон предусматривает более жёсткое наказание? На мой взгляд — нет», — подытожил Лысаков.

В настоящее время за невыполнение обоснованных требований сотрудника ГИБДД пройти проверку в медучреждении предусмотрено наказание, идентичное пьянке за рулём, — денежный штраф 30 000 рублей и лишение водительских прав сроком до двух лет. В случае повторного нарушения ПДД, согласно статье 264.1 УК РФ, возбуждается уголовное дело. Статья предусматривает наказание штрафом до 300 тысяч рублей, обязательные работы или лишение свободы на срок до двух лет. Кроме того, правонарушитель по решению суда лишается так называемого специального права, то есть права управления сроком до 3 лет.


По данным ГИБДД, ежегодно в России в результате дорожно-транспортных происшествий погибает или получает ранения свыше 275 000 человек. На дорогах за последние девять лет погибло 9852 ребёнка в возрасте до 16 лет, травмировано 209 223 ребёнка. Демографический ущерб от дорожно-транспортных происшествий и их последствий за 2004 — 2011 годы составил 571 407 человек.

За первые 10 месяцев 2017 года число дорожно-транспортных происшествий, случившихся по вине пьяных водителей, сократилось на 16 процентов, а число смертей, случившихся по их вине, — на 23,7 процента. Всего за 10 месяцев 2017 года сотрудники Госавтоинспекции выявили 534 тысячи случаев управлениями автомобилями в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Читайте наши новости в Яндекс.Дзен.

Просмотров 792

05.02.2018

Загрузка...

Популярно в соцсетях


Загрузка...