Кто имеет право выбивать долги за ЖКХ

Позволяет ли закон приковать жильцов за просроченные коммунальные платежи к «позорному столбу»?

02.08.2021 00:00

Автор: Дмитрий Литвинов

Кто имеет право выбивать долги за ЖКХ
  © Юрий Паршинцев/ПГ

«Здесь живёт должник!!!» — листовки от управляющих компаний с такими надписями с указанием почтового адреса стали появляться на дверях некоторых российских квартир. «Парламентская газета» разбиралась, насколько законны подобные «информационные сообщения» и какие легальные способы давления на тех, кто не платит за коммуналку, есть в арсенале коммунальщиков.

От переговоров до отключения

Одно из таких объявлений оказалось в распоряжении нашего издания. Под устрашающим «Здесь живёт должник!!!» указана сумма просрочки — 15 тысяч рублей и ниже — «Требуем погасить долг в течение 10 дней». Отметим, что речь идёт о московской квартире, и хотя копить долги, конечно, нехорошо, но возникать они могут по разным причинам, да и указанная сумма для столицы не то чтобы огромная, чтобы из-за неё приковывать жильцов к такому вот «позорному столбу».

У собственников могут возникнуть разные причины вовремя не платить за газ, свет, воду и другие коммунальные блага. Некоторые подолгу не живут в своих квартирах и не получают счетов, другие не могут заплатить, потому что не хватает денег: пенсионеры всё потратили на лекарства, мама не получила алименты или отца семейства уволили с работы. Есть, конечно, и те, кто платить просто не хочет, либо считают работу коммунальщиков неудовлетворительной, то есть не заслуживающей их денег.

Со второго месяца просрочки в квитанциях появится сообщение о долге, управляющая компания или поставщик ресурсов начнёт начислять пени. Многие управляшки печатают на квитанциях предупреждения, выделяют жировки красным цветом, крупным шрифтом пишут «ДОЛГ».

Если увещевания не помогают, у коммунальщиков есть несколько законных способов взыскать задолженность. Они могут вести информационно-разъяснительную, претензионно-исковую работу или ограничить доступ к коммунальным ресурсам, но не ко всем.

Страшного вида квитанции — это и есть часть разъяснительной работы. В них управляющая компания, как правило, в красках расписывает санкции, которые могут ждать должника, от временного отключения газа или электричества до возможности лишиться жилья за долги. Более дальновидные компании идут на переговоры: звонят своим клиентам, приглашают на индивидуальные беседы, чтобы договориться о рассрочке и так далее.

Но есть и другие примеры, когда у входа в подъезд вывешивают список неплательщиков, или, как в нашем примере, приклеивают листок позора прямо на дверь квартиры.

Расклейка таких объявлений законна, если не содержит персональных данных, то есть ФИО собственника, его номера телефона, пояснила «Парламентской газете» исполнительный директор Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ контроль», член Общественной палаты РФ Светлана Разворотнева.

«В арсенале управляющих компаний не так много способов взыскать долг, поэтому они прибегают к такому пусть не очень красивому, но всё же пока законному информированию», — сказала эксперт. По её мнению, подобного рода записки адресованы не только должникам, но и их соседям, которые способны призвать нерадивых собственников к порядку.

Вместо коллекторов — приставы

Развивать традиции добрососедства посоветовали и в Госдуме. Зампредседателя Комитета по жилищной политике и ЖКХ Павел Качкаев призвал изучить опыт европейских стран. «Там подобные вопросы решаются через местные общины. Люди собираются вместе и высказывают своего рода общественное порицание должнику. Такая форма существовала в Советском Союзе, к ней неплохо было бы вернуться», — считает депутат.

Но в больших домах, так называемых человейниках, она вряд ли будет эффективной, добавил Качкаев, а потому единственный способ там — обращаться в суд. Причём важно не просто выиграть дело — это не так сложно, а чтобы решение было исполнено.

«Исполнительные листы лежат у судебных приставов годами. Если бы они оперативно исполнялись, ситуация с долгами по ЖКХ была бы иной», — предположил Павел Качкаев.

С 2019 года закон запретил коллекторам принимать меры к владельцам жилья, чтобы те погасили задолженность за коммунальные услуги. Однако компании из сферы ЖКХ научились обходить формулировку: они заключают с коллекторами посреднические договоры, в том числе агентские и комиссии.

Чтобы этого не происходило, весной 2020 года в Госдуму был внесён проект поправок в Жилищный кодекс. Предлагается ввести прямой запрет для коммунальщиков заключать с коллекторами любые договоры, направленные на возврат просроченной задолженности за ЖКУ, рассказала «Парламентской газете» председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская.

«Мы закроем все возможности обойти закон, чтобы право истребовать долги по решению суда было только у судебных приставов», — прокомментировала депутат.

Пугать не выход

Если задолженность собственника превышает сумму двух месячных размеров платы за коммунальную услугу, управляющая или ресурсоснабжающая организация вправе ограничить или приостановить предоставление этой услуги. За долги можно отключить горячую воду, электричество, газ или услугу водоотведения.

Отключать отопление нельзя, а электричество — только в ограниченном количестве, если оно не используется для приготовления пищи, напомнил Павел Качкаев. «Но даже оставшись без света и газа, далеко не все бегут платить по долгам. Часто, потому что просто нечем. С каждым должником, с каждым собственником нужно работать индивидуально, ведь долг висит не на квартире, а на человеке», — сказал член думского Комитета по ЖКХ.

О том, что газ отключат или на канализационную трубу поставят заглушку, управляющая компания должна сообщить должнику, отправив письменное уведомление. Предоставление коммунальной услуги может быть ограничено в течение двадцати дней с момента получения собственником такого уведомления.

Читайте также:

• В Госдуме предложили эффективный способ борьбы с нерадивыми «управляйками» • У кого могут отнять жильё за долги

Иногда управляющие компании придумывают креативные способы воздействия на клиента, например, привозят к их домам говорящие «пирамиды позора», рассказала Светлана Раворотнева. «Действовать нужно только в рамках закона. Ограничение доступа к коммунальному ресурсу — один из способов, но не единственный. Позорить или пугать должников не выход», — считает член Общественной палаты.

Читайте нас в Telegram
Просмотров 27067