Крым и Севастополь определились с судьями
Закон в России установил норму, согласно которой первому назначению федерального судьи должна предшествовать рекомендация квалификационной коллегии судей.
Недавно из Севастополя вернулись члены Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, которые рассматривали заявления претендентов в кандидаты на должности федеральных судей в Республике Крым и городе федерального значения Севастополь.
С вопроса о необычной длительности командировки членов коллегии и начался разговор с председателем ВККС Российской Федерации, председателем судебного состава Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации Николаем Тимошиным.
РФС: Почему возникла необходимость в таком продолжительном заседании — три недели?
Николай Тимошин: Эта необходимость возникла из следования Федеральному закону о создании российских судов в новых субъектах федерации, в котором указано, что суд может начать работу только после назначения на должности двух третей численности судей.
Дело в том, что на каждом из пятидневных заседаний ВККС, которые проходят в Москве, как правило, не реже одного раза в два месяца, обычно рассматриваются заявления не более ста претендентов. Штатная численность судей в Крыму и Севастополе 462 человека. Поэтому и было принято такое решение: выезд на место расположения судов, чтобы облегчить претендентам участие в заседании, и продолжительность работы вплоть до решения задачи — рассмотреть заявления всех претендентов. В сущности, в одно заседание спрессованы три-четыре регулярных заседания. Такого в истории ВККС еще не было. На 21-м году работы ВККС приобрела уникальный опыт непрерывного решения масштабной задачи.
Кстати, заседание в Севастополе стало как бы продолжением заседания в Москве, где еще 4 сентября коллегия рассмотрела заявления претендентов на должности председателей всех 35 крымских судов и 29 претендентам дала рекомендации.
РФС: В какой атмосфере проходило заседание? Очевидцы рассказывают, что претенденты в холле переживали сильно. Кто-то крестился перед входом в зал заседания, рекомендованных встречали аплодисментами.
Николай Тимошин: У вас обстоятельная информация… Поведение и эмоции претендентов в общем и целом не отличались от других заседаний. Разница только в том, что претенденты, а это в основном лица, замещающие должности судей в местных судах, видимо, не слишком хорошо знакомы с нашими требованиями и еще меньше знают практику рассмотрения вопросов и принятия решений ВККС. Может быть, поэтому у людей возникли тревожные ожидания, в каких-то случаях непонимание нашей позиции и напротив — аффектированная радость. Это нормальная реакция на те решения, которые оказывают существенное влияние на их профессиональную деятельность, а значит — жизнь. Что касается атмосферы… для претендентов она была всякой — и радостной, и печальной, ну, а для членов коллегии обычной, то есть напряженно-рабочей.
РФС: И как вам работалось?
Николай Тимошин: Полноценно. Тринадцать рабочих дней. Рассмотрели заявления 529 претендентов, то есть всех, кто хотел участвовать в конкурсах и стать кандидатом на вакантные должности судей судов Республики Крым и города федерального значения Севастополь.
РФС: Подождите-ка, посчитаем. Вот, получается, что на рассмотрение заявления одного претендента коллегия тратила в среднем 12 рабочих минут. А вы знаете, что Минздрав России в проекте отраслевых норм рекомендует врачам общей практики тратить на прием одного пациента столько же времени?
Николай Тимошин: Ну, это совпадение — случайность. Но если продолжать предложенную вами аналогию, скажу так. Собственно заседанию предшествует изучение всей доступной и возможной информации о претенденте. Так что эти минуты — итоговый «осмотр» претендента своеобразным консилиумом из членов коллегии, формирование спектра индивидуальных мнений, которые в сумме и рождают коллегиальную оценку каждого претендента. Но и время на претендентов тратили разное. С кем-то коллегия общалась пять минут, а с другими — в несколько раз дольше.
РФС: Понравились вам претенденты? Каков их уровень?
Николай Тимошин: Понимаете, когда последовательно знакомишься более чем с пятьюстами судьями, юристами, дать однозначную оценку просто невозможно. Но можно отметить характерные особенности будущего судейского корпуса на крымской земле.
Большинство, конечно же, те, кто и раньше здесь работал, но есть и судьи из других субъектов России. Женщин, носящих судейские мантии, почти в полтора раза больше, чем мужчин. Большинство кандидатов в возрасте от 35 до 60 лет. Наиболее распространенный стаж от 11 до 20 лет, есть и судьи, только-только отработавшие три года, будут дальше трудиться и те, чей опыт вместил в себя два, а то и три судейских десятилетия. Превалирование опытных судей — фактор в целом позитивный при переходе на новые судебные рельсы. Важно, чтобы прежний опыт работы по другим законам не мешал восприятию российского законодательства, судопроизводства и практики правоприменения.
Проявились две противоречивые тенденции. Одна — индивидуальная, почти незаметная — это трезвая самооценка претендентов и соотнесение своих возможностей с пониманием сложности завтрашних задач. Другая — массовая, яркая — и это стремление претендентов во что бы то ни стало попасть в российский суд.
Поэтому первые отзывали заявления вследствие переоценки своих возможностей и шансов получить рекомендацию, а вчерашние председатели и заместители председателей местных судов претендовали на должности судей, аргументируя этот шаг пониманием сложности новых для них требований российского законодательства и судебной практики. Вторые же убеждали коллегию в стопроцентной готовности вершить правосудие, причем невзирая порой на явные и серьезные недостатки в своей работе и отсутствие опыта.
Резюмируя, можно сказать, что понравились те претенденты, которым мы дали рекомендации. Но ко всем и каждому мы подходили с одинаковыми критериями, учитывая то преимущественное право, которое местным судьям предоставил Федеральный закон о порядке отбора кандидатов в федеральные судьи этих субъектов России. Претенденты оценивались в конкурсном режиме, и отбор был строгим.
Приведу два наиболее ярких, даже исключительных примера. На девять вакансий в Сакском районном суде претендовали восемь человек, а рекомендацию получили только двое. Из восьми претендентов на пять вакансий судей Крымского гарнизонного военного суда рекомендацию получил один.
Конечно же, в большинстве конкурсов были не столь масштабные потери. Более того, в некоторые суды коллегия рекомендовала кандидатов даже больше числа вакансий. Так, во вновь создаваемом Двадцать первом арбитражном апелляционном суде 26 вакансий, коллегия отобрала 33 кандидата из 46 претендентов. В Севастопольский городской суд на 24 должности претендовали 34 человека, а рекомендации получили 26. Впрочем, нас такая ситуация даже радует, поскольку возникает кадровый запас прочности и по количеству кандидатов и по их профессиональным качествам. В целом коллегия рекомендовала 372 кандидата на 462 должности судей, что составляет 80 процентов вакансий. Так что почти во все суды рекомендовано достаточное количество кандидатов для того, чтобы после назначения их судьями суды могли начать работу. А на оставшиеся вакансии будут объявлены новые конкурсы.
РФС: И все-таки в чем причины отказов в рекомендациях, ведь их не получили претенденты на 90 должностей? Как принимались решения?
Николай Тимошин: Принимались они просто — голосованием. А вот достигались нередко совсем не просто, в спорах, столкновениях мнений. Единогласное голосование было только при уверенности всех членов коллегии в том, достоин претендент или нет. Чаще мнения разделялись, было даже так, что решение принималось большинством в один-два голоса.
И причина как раз в тонкой процедуре оценки претендентов, различной весомости тех или иных фактов и факторов. Вот вы спрашивали: понравились ли претенденты, и я ответил. Но ведь на уровне «понравился — не понравился» коллегия никого не оценивает. О тщательности изучения личности претендента, его окружения говорит то, что выявляются и по мере необходимости обсуждаются с претендентом факты его биографии, о которых даже он сам забыл.
Очевидно, что к наиболее веским причинам отказов относились недостаточный уровень профессионализма и компетентности, о чем говорят отмены и изменения решений судьи вышестоящими инстанциями. О какой рекомендации можно говорить, если стабильность решений одного судьи не превышает 33 процентов, а более половины решений другим судьей принимаются с нарушениями сроков? Когда наша коллегия видит тенденцию ухудшения качества правосудия из года в год, мы стараемся выявить причины этого и возможности судьи исправить положение. И если эти возможности явственно не высвечиваются, рекомендации ждать не приходится.
Недостаток опыта и тем более его отсутствие также были основаниями для того, чтобы претенденту были даны единственные рекомендации — этот опыт наработать в мировой юстиции или в аппарате суда.
Немало внимания мы уделяли анализу профессиональных связей и постоянных, прежде всего родственных, отношений с другими людьми с целью выявления потенциального конфликта интересов. Всегда огорчительной бывает ситуация, когда у граждан, замещающих должности судей, осуществляющих правосудие с неплохим и хорошим качеством, выявляется потенциальный конфликт интересов. Причиной отказа одному из претендентов в рекомендации стало, например, то, что его ближайшие родственники работают в прокуратуре и органах внутренних дел этого же субъекта России.
Документы и сведения, представленные претендентами, проверяются весьма тщательно, в том числе соответствующими службами. И если устанавливается их недостоверность, то по Федеральному закону о порядке отбора кандидатов это является основанием для отказа в рекомендации. Выявленная компрометирующая информация — также.
РФС: Недовольные решениями ВККС есть?
Николай Тимошин: Конечно.
РФС: Как они могут выразить свое недовольство?
Николай Тимошин: Выразить — как угодно. А добиваться изменения или отмены нашего решения могут только одним способом — обратиться с жалобой в Верховный суд России, причем обжаловать можно как в связи с нарушением порядка отбора, так и по существу.
Кстати, Верховный суд России уже рассмотрел несколько таких жалоб и наши решения об отказе в рекомендации оставил в силе.
Отказ в даче рекомендации — не запрет на профессию, а лишь временное ограничение на занятие конкретной должности. Гражданин, отвечающий законодательным требованиям, имеет право участвовать в другом конкурсе на судейскую должность, но, как правило, в суде более низкого уровня, чем тот, на должность в котором он уже претендовал.