Все о пенсиях в России

20.04.2024Какие выплаты положены при выходе на пенсию

20.04.2024Бессараб рассказала, как индексируют пенсию после ухода на заслуженный отдых

18.04.2024В Госдуме готовят законопроект о трудовых гарантиях для работников маркетплейсов

Комментарий по делу Конституционного суда о проверке статьи 46 закона об образовании

16.10.2018 14:35

Конституционным судом Российской Федерации 16 октября было проведено заседание, в рамках которого был рассмотрен вопрос о соответствии Конституции Российской Федерации положений законодательства, устанавливающих образовательный ценз для лиц, осуществляющих педагогическую деятельность.

Как полагает заявительница жалобы в Конституционный суд Российской Федерации Ирина Серегина, статья 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», предусматривающая, что правом на занятие педагогической деятельностью обладают только лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование, не соответствует Конституции Российской Федерации. Заявительница усматривает нарушение своих прав в том, что указанное положение Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» не позволяет осуществлять педагогическую деятельность лицам, у которых нет соответствующего образования, но которые обладают необходимыми навыками, приобретёнными в ходе осуществления трудовой деятельности.

Так как при осуществлении Конституционным судом Российской Федерации проверки положений законодательства на предмет соответствия Конституции по жалобам граждан подлежит разрешению вопрос о нарушении прав граждан, следует обратить внимание на конкретные обстоятельства, с которыми заявительница жалобы связывает нарушение своих прав. Таких нарушений в деле заявительницы не усматривается.

Действующее регулирование исходит из необходимости достижения баланса между частными интересами, выраженными свободой самостоятельно выбирать род профессиональных занятий, и публичными интересами.

Целью предусмотрения законодательством требований к квалификации лиц, осуществляющих педагогическую деятельность, является обеспечение надлежащего качества образовательного процесса. Государство, таким образом, определяет минимальные условия, при соответствии которым лицо может заниматься педагогической деятельностью, и обеспечивает контроль над соответствием лиц, планирующих участвовать в образовательной деятельности, таким условиям.

В процессе профессионального обучения преподаватели получают навыки и компетенции, необходимые для работы с учениками и обеспечения необходимого уровня подготовки обучающихся. В случае если лицом такие навыки и компетенции приобретены не были, участие этого лица в образовательном процессе должно быть по общему правилу исключено.

Длительный опыт работы заявительницы в образовательной сфере и сохранение за ней места работы в образовательной организации в течение продолжительного периода времени не могут являться условиями, которые позволяют заместить требования к профессиональной подготовке, так как такие требования направлены на обеспечение конкретных аспектов эффективности образовательного процесса.

Таким образом, основания считать оспариваемую заявительницей норму неконституционной отсутствуют.

Действующее регулирование исходит из необходимости достижения баланса между частными интересами, выраженными свободой самостоятельно выбирать род профессиональных занятий, и публичными интересами, представленными в деле заявительницы требованием обеспечения надлежащего качества преподавательской деятельности.

Читайте нас в Telegram
Просмотров 3453

Ещё материалы: Андрей Клишас