Все о пенсиях в России

два дня назадСтраховую часть пенсии с 1 апреля 2026 года проиндексируют по темпу роста зарплат

20.06.2025Минтруд предложил учитывать стаж большего числа крымчан

20.06.2025При расчете пенсионного стажа многодетным предложили учитывать всех детей

Комиссию агрегатора за вызов такси предложили снизить

А ответственность самозанятых водителей должна быть не ниже, чем у остальных участников перевозок

21.06.2022 00:00

Автор: Дмитрий Литвинов

Комиссию агрегатора за вызов такси предложили снизить
  © Александр Авилов/АГН Москва

Государство может подключиться к регулированию тарифов такси, как минимум разработав методику их формирования, и тогда пассажиры будут ездить по понятным и справедливым ценам. А если машина попадет в ДТП, то пассажир должен быть уверен, что получит компенсацию вне зависимости от того, какой водитель был за рулем — самозанятый или сотрудник таксопарка. Такие поправки к законопроекту о такси планируют обсудить в Общественной палате РФ 21 июня.

Агрегатор есть или нет

Находящийся на рассмотрении Госдумы правительственный законопроект о таксомоторных перевозках впервые за много лет урегулирует работу отрасли, но пассажиры его действия в большинстве случаев не заметят, считает председатель общественного Совета по развитию такси Ирина Зарипова. Тех, кто вызывает такси, чтобы добраться из точки А в точку Б, документ коснется лишь в одном случае: если по пути машина попадет в ДТП. Тогда пассажир сможет претендовать на компенсацию, а участвовать в разборках будет не только оказывающий услугу таксопарк, но и служба заказа, приславшая на вызов автомобиль.

Сейчас добиться возмещения ущерба бывает непросто, констатировала Зарипова, поскольку суды принимают разные решения. «Одни справедливо утверждают, что понятия «агрегатор» нет в законе, поэтому оказывающая «услуги информационного характера» служба заказа ни при чем, — сказала «Парламентской газете» эксперт. — Другие считают ее частью системы и пытаются привлечь к ответственности. Единообразие в этом вопросе повысит гарантии пассажира».

Безопаснее станет и после легализации «серых» перевозчиков, которых, по оценке Совета по развитию такси, в России от двух до трех миллионов. Они смогут зарегистрироваться в качестве самозанятых водителей, работать в правовом поле и нести в случае чего положенную ответственность.

В таксисты не пустят не знающих город

Сам себе таксопарк

Ответственность самозанятых водителей, по мнению члена Общественной палаты Ильи Зотова, должна быть прописана в законе более четко. Жизнь и здоровье пассажира такси сегодня застрахованы ответственностью перевозчика на сумму до двух миллионов рублей. Но одно дело, когда речь идет о таксопарке, а другое — о единственном человеке, для которого это может быть неподъемная сумма. «Поэтому к решению о компенсации нужно подключать агрегатора», — считает член ОП.

Брать на работу самозанятых крупные службы заказа вряд ли будут, предположил другой член палаты Александр Холодов. Их политика, по его словам, работать только с таксопарками, в которых не меньше двадцати машин. А значит, будет действовать прежняя схема: желающего таксовать «примут на работу» в некое ООО и он станет обычным сотрудником по найму, а не самозанятым, добавил Холодов.

Поправки предложили внести и в тарифное регулирование, к которому, по мнению Ильи Зотова, должно подключиться государство, как минимум разработав четкий порядок формирования тарифа. «Он может зависеть от региона, потому что поездка на такси в Сочи отличается от поездки в Якутии, но пассажир должен понимать, почему он едет именно по такой цене», — прокомментировал общественник.

Слишком высокой Зотов считает комиссию агрегатора за услугу по вызову такси — сейчас она составляет 20-30 процентов всей стоимости заказа. В результате водители за поездку получают меньше, чем могли бы. «Требования к водителям вырастут, поэтому они вправе рассчитывать на большую отдачу от своей работы, — считает Илья Зотов. — Не повышая цену на поездку, это можно сделать, ограничив комиссию агрегатора».

© Тимур Ханов/ПГ

Требования жестче — процедуры проще

Проект закона о такси предполагает создание двух региональных реестров — перевозчиков и машин. Это, по мнению сенатора Ирины Рукавишниковой, существенно повысит прозрачность рынка и безопасность поездок. «Цифровой вид реестра сделает его доступным с любого электронного устройства», — сказала ранее «Парламентской газете» Рукавишникова.

Сведения о перевозках должны передаваться в региональную или муниципальную информационную систему. При совершении определенного количества административных правонарушений в течение года, а также при неоплате трех штрафов водителям могут запретить управлять такси. Не пустят за руль и не прошедших аттестацию на знание, где в регионе находятся вокзалы, аэропорты, автовокзалы. Водитель обязан также знать местоположение объектов культурного наследия, здравоохранения, образования, спорта, а также путей подъезда к ним.

Читайте также:

• Электрокары хотят продвинуть в массы льготами и скидками • Каршеринговые авто и самокаты стали чаще попадать в аварии

Впервые к работе в такси хотят допустить самозанятых граждан, но по строгим правилам. Они, также как и сотрудники таксопарков, должны будут проходить предрейсовые и послерейсовые медосмотры, предрейсовый контроль технического состояния автомобиля. Эти сведения передадут в информсистему.

Участники рынка такси выступили за упрощение процедуры легализации, поскольку законопроект предусматривает расширение списка документов для получения разрешения на деятельность. Они также отметили, что стандарты предрейсовых медосмотров устарели и занимают много времени, хорошей альтернативой могли бы стать телемедицинские технологии — удаленные осмотры с помощью автоматизированных аппаратов.