Кого коснётся повышение налога на «неэкологичные» машины

Минпромторг предлагает увеличить платежи для владельцев старых автомобилей класса «Евро-3» и ниже

Кого коснётся повышение налога на «неэкологичные» машины

ФотО: геннадий михеев / ПГ

Минпромторг предлагает с 2021 года поднять налог для старых автомобилей класса «Евро-3» и ниже. Инициатива призвана сократить вред, который наносят окружающей среде грязные выхлопы. В ведомстве уверены, что эта мера будет стимулировать спрос на более экологичный транспорт. При этом глава ведомства Денис Мантуров пообещал, что новшество не коснётся личного автотранспорта. Парламентарии идею не поддержали и считают, что от этой меры пострадает малый бизнес, в частности такси и службы доставки.

Налог на возраст

Увеличить сумму платежей для владельцев неэкологичных автомобилей Минпромторг планирует уже с 2021 года. Именно тогда, согласно предложению ведомства, должна резко увеличиться базовая ставка транспортного налога для легковых авто, чей класс ниже, чем «Евро-3». О грядущем повышении взноса 20 февраля на совещании в Энгельсе рассказал замминистра промышленности и торговли Российской Федерации Александр Морозов. Он добавил, что ведомство планирует передать свою инициативу в Минтранс уже в ближайшее время.

«Евро» — это, фактически, показатель предельно допустимых концентраций вредных веществ в выхлопных газах. Самый первый стандарт был введён Евросоюзом в 1988 году, а новый — «Евро-6» — появился в 2015-м. С каждым новым стандартом экологические нормы становятся жёстче, и всё большее количество машин, произведённых в прошлые годы, перестаёт им соответствовать. По большому счёту, увеличение налога ставит заслон автомобилям, которым более 15 лет.

По задумке, инициатива должна способствовать улучшению экологии в городах, поскольку именно автомобильные выхлопы сильнее всего вредят окружающей среде и загрязняют воздух. Глава Минпромторга Денис Мантуров особо подчеркнул, что инициатива распространяется исключительно на коммерческие автомобили и не затронет личный транспорт.

Тем не менее даже при таком подходе нельзя пытаться решать этот вопрос «в лоб», отметил первый зампред Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков, поскольку дополнительное налоговое обременение может пагубно сказаться на малом и среднем бизнесе.

«В основном владеют старыми машинами индивидуальные предприниматели. Это не огромные корпорации, которые могут за счёт прибыли легко обновить весь автопарк. А рентабельность многих транспортных предприятий и так близка к нулю. На старых автомобилях ездят не потому, что хобби такое — просто не на что покупать новые машины. И повышение налогов — не выход», — констатировал парламентарий.

На старых автомобилях ездят не потому, что хобби такое — просто не на что покупать новые машины. И повышение налогов — не выход.

Повышение ставки налога действительно может ударить по карману значительной части субъектов малого и среднего предпринимательства. В России сегодня, по некоторым данным, насчитывается порядка трёх миллионов коммерческих автомобилей, на которых установлены двигатели стандарта «Евро-3» или ниже.

Разумная альтернатива

При этом, безусловно, решать вопрос грязных выхлопов нужно, однако начать можно не с увеличения налоговой нагрузки на граждан. Вячеслав Лысаков рассказал «Парламентской газете», что, по экспертным оценкам, в регионах очень высок процент контрафактного топлива. Недобросовестные предприниматели получают высокооктановый бензин из более дешёвого, добавляя в него различные присадки. На таком топливе даже современные моторы выбрасывают большое количество вредных веществ.

По словам парламентария, необходимо усилить госконтроль в этой сфере — такая мера будет более действенной, чем повышение налога. Кроме того, снизить количество старых автомобилей на дорогах, не ущемляя при этом интересов многих миллионов водителей, можно с помощью простого комплекса мер.

«Во-первых, нужно увеличить процент локализации иномарок, которые производятся на заводах в России. Сейчас они состоят из российских частей и компонентов примерно на 30 процентов, но если этот показатель повысить — автомобили станут более доступными. Во-вторых, нужно разработать программу государственного Trade-In, чтобы автомобилист мог получить субсидию, если решит поменять свою старую машину на новую», — отметил Вячеслав Лысаков.

По его словам, эти меры будут более действенны и при этом не вызовут общественного негодования. Похожего мнения придерживается координатор общественного движения «Синие ведёрки» Пётр Шкуматов.

«Господдержка обновления автомобильного парка тоже может помочь. Но это должен быть не Trade-in, где слишком много посредников между человеком и государством, а потому низкая эффективность. Лучше всего будет поддержка программы утилизации — по аналогии с тем, как это несколько лет назад делали с автомобилями ВАЗ. Сдавая в утиль свою машину, человек получает от государства определённую сумму, которую может добавить к накоплениям и купить машину получше», — объяснил собеседник издания.

Просмотров 2844

21.02.2020 19:26