Когда откроются петербургские театры

Зрители соскучились по спектаклям, но боятся коронавируса

Когда откроются петербургские театры

фото: vk.com/mariinskytheatre

В понедельник, 7 сентября, начинается новый сезон в Мариинке. Но в Петербурге все ждут 12 сентября. В этот день должны открыться кинотеатры, концертные залы, фудкорты. Но главное — после почти полугодового перерыва возобновят спектакли городские театры. Разрешить это просили Роспотребнадзор и актёры, и режиссёры, и зрители, и руководство города: губернатор Александр Беглов даже обратился по этому поводу к главному санитарному врачу Петербурга Наталии Башкетовой, о чём он сообщил на своей странице «ВКонтакте» ещё 31 августа.

Через одного

Уже 2 сентября Роспотребнадзор дал добро, и разрешение театрам поднять занавес тут же отразилось в постановлении правительства Петербурга. К этому времени медики разработали стандарты безопасной работы для театров — там есть и про разделение потоков зрителей, и дезинфекцию, и маски на лицах на протяжении всего спектакля. Но самым принципиальным моментом стала шахматная рассадка. Билеты будут продавать только с её учётом, причём заполнять зал можно только на 50 процентов — точно так же, как в Москве, где театры работают с 1 августа.

Артистов это не радует, особенно привыкших к аншлагам. Актриса Юлия Ауг поделилась на свой страничке в «Фейсбуке» своим ужасным впечатлением от недавней премьеры в столице: «Моё подсознание скулило, видя зал пустым на две трети: «Провал, провал, не пришли, не пришли». И ничего со своим подсознанием и предыдущим опытом я сделать не смогла». Она напомнила, что спектакль рождается только во взаимодействии артистов со зрителями: «Нет чуда без алхимической реакции энергетических потоков, которые идут со сцены в зрительный зал и из зрительного зала на сцену. Мы все работаем именно для того, чтобы зритель дышал вместе с нами, думал вместе с нами, плакал вместе с нами, жил вместе с нами, а мы живём только вместе с ним». При этом актриса опубликовала свою фотографию из самолёта, где ни о какой шахматной рассадке не было и речи — все места в салоне заняты. Такое положение дел Ауг сочла двойными стандартами.

Призывы артистической среды услышали в Министерстве культуры. Как недавно стало известно, ещё 27 августа ведомство обратилось в Роспотребнадзор с просьбой увеличить максимальную заполненность залов. И уже 4 сентября заместитель министра культуры Алла Манилова сообщила, что с медиками удалось прийти к согласию.

«Минкультуры договорилось с санитарными службами, с санитарными врачами, нам разрешают с середины сентября заполнять залы не на 50, а на 70 процентов», — приводит её слова ТАСС.

При этом, напомнила Манилова, использование масок и перчаток в течение всего спектакля по-прежнему будет обязательным.

Таким образом, типовая рассадка в зрительном зале изменится. Сейчас люди должны сидеть через одного: справа, слева, сзади и спереди места нужно оставлять пустыми. Теперь, по всей видимости, зрители будут сидеть парами — ведь большинство и так ходит в театр вдвоём, — а свободные кресла останутся лишь справа и слева. Только такой способ позволит заполнить зал на две трети.

Придёт ли зритель

По словам директоров петербургских театров и чиновников комитета по культуре, из финансовой коронавирусной ямы выбираться придётся не один год. И даже разрешение заполнять зал на 70 процентов поможет далеко не всем. Опыт Москвы высветил серьёзную проблему: в театры вернулись только заядлые театралы, а массовый зритель уже не так охотно приобретает билеты — большинству просто не до искусства.

Более 100 театров работает в Петербурге. Из них 7 — федеральные, 26 — городские, 4 — районные. Ещё три театра, расположенные в городе, принадлежат Ленинградской области. Все остальные — негосударственные.

В Петербурге такая же картина сложилась с федеральными театрами, которые уже начали работу. Наполнить зал даже наполовину оказалось сложно — одному из ведущих оперных театров страны недавно пришлось заполнять места людьми по пригласительным билетам, от которых денег в кассе не прибавляется.

В комитете по культуре полагают, что подобных проблем не будет только у тех театров, которые воспитали «своего» зрителя, где и до пандемии были аншлаги. Так что, скажем, за Молодёжный театр на Фонтанке, «Мастерскую» и ещё несколько коллективов там не особо волнуются. Остальным придётся туго.

Фактически именно сейчас станет понятно, какой театр чего стоит, куда зритель пойдёт, несмотря на пандемию. Тем не менее доходы от продажи билетов упадут у всех, даже успешных. Один из вариантов выхода из ситуации — так называемые инклюзивные спектакли, в которых участвует минимум актёров. Но это возможно не везде. Например, в Театре музкомедии всегда задействованы оркестр и десятки артистов, камерных постановок там нет. А значит, затраты на каждый спектакль будут огромны при небольшом доходе от билетов. Кассовые разрывы будут расти, и без дополнительной помощи от бюджета труппам не выжить.

Есть и ещё один риск, о котором упоминают абсолютно все директора, — опасность заразиться. И не только зрителям, но и актёрам, что грозит срывом репертуара. В Мариинском театре уже произошла вспышка заболевания, Роспотребнадзор официально подтвердил 30 случаев, в основном в балетной труппе. Из-за этого пришлось отменить все хореографические занятия и репетиции, а также срочно заменять балеты на оперы. Что, впрочем, не помешало Мариинке назначить на 7 сентября открытие нового сезона. Но в афише по-прежнему в основном оперы, балетов непривычно мало, и они, как правило, с небольшим количеством исполнителей.

И тем не менее театры ждут 12 сентября с нетерпением. На их сайтах — радостные сообщения о начале продажи билетов и возобновлении спектаклей. Культурная жизнь Петербурга приходит в норму.

Просмотров 953

07.09.2020 13:22

Пример



Загрузка...

Популярно в соцсетях