Как в России празднуют Старый Новый год
С 13 на 14 января в нашей стране отмечают церковное новолетие и день, когда можно «добрать» новогодние поздравления
Этот праздник зародился сто лет назад, когда советские власти официально отказались от юлианского календаря (так называемого старого стиля) и установили григорианский календарь (новый стиль). Между тем в жизни Церкви всё осталось по-прежнему - с 13 до 14 января наступает церковное новолетие. Светским людям в нашей стране эта идея пришлась по душе — праздник в СССР приняли, только переименовали его на свой лад. Так появилось странное и забавное во многом название — Старый Новый год, который от «официального» Нового года отделяет 13 дней, которые и составляют разницу между «новым» и старым» календарными стилями.
Праздник друзей и коллег
За советский период в нашей стране сложилось своё отношение к Старому Новому году. Сенатор Игорь Морозов рассказал «Парламентской газете», что для него этот праздник — традиция, которая досталась нам от старшего поколения. «Конечно, он не идёт в сравнение с новогодними праздниками на 1 января. Но, как правило, именно с 13 на 14 января мы встречаемся со своими коллегами, с которыми не смогли отметить Новый год. Лично для меня Новый год — это семейный праздник, а Старый Новый год — праздник друзей и коллег», — заметил он.
А зампредседателя Комитета Госдумы по безопасности Анатолий Выборный считает, что Старый Новый год — удачный повод, чтобы ещё раз собраться в кругу близких людей, подвести итоги ушедшего года и поставить новые цели. «На мой взгляд, эта хорошая традиция, а от хорошего отказываться не стоит», — считает он.
Для православных христиан ночь с 13 до 14 января является прежде всего церковным новолетием со сразу двумя большими церковными праздниками — Обрезанием Господнем и днём памяти одного из трёх вселенских учителей Церкви святителя Василия Великого. Именно такое «прочтение» этой даты сложилось у депутата Госдумы Виталия Милонова. «Моё отношение к празднику такое же, как и всех людей, которые живут жизнью Церкви», — заметил законодатель.
Между тем Виталий Милонов считает, что сегодня нет необходимости ставить вопрос о возвращении российского календаря на дореволюционный юлианский стиль: «Лично я комфортно себя ощущаю, когда поздравляю христиан, придерживающихся григорианского календаря, с Рождеством Христовым 25 декабря, а они меня поздравляют 7 января. В этом нет ничего плохого — всё метафизично». В этом его поддерживают и коллеги-законодатели. Игорь Морозов считает, что наши люди уже привыкли «к такой форме двойного Нового года» и менять что-то не имеет смысла. А Анатолий Выборный высказал свою точку зрения: «Мне лично существующий календарь не мешает. Хотя я много слышу от православных людей слова о том, что хорошо было бы праздновать после, а не до Рождества, когда ещё идёт церковный пост. Но это больше вопросы Церкви, а не парламента».
Юлианский и григорианский календарь: в чём отличие?
В 45 году до нашей эры, во времена правления Юлия Цезаря, появился одноимённый календарь — звездочёты Римской империи создали систему исчисления лет, основой которой стало время прохождения точки равноденствия Солнцем. Отсюда и второе название юлианского календаря — солнечный. Каждый год в нём содержит 365 дней, кроме високосного — тогда год длится на день больше.
Только спустя полторы тысячи лет появилась другая система летоисчисления, её в XVI веке предложил папа Григорий XIII. Астрономы из Старой Европы усложнили систему. Например, согласно григорианскому календарю, високосным теперь считался не каждый четвёртый год: если год оканчивается на нули, но при этом не делится (без долей) на 4, то високосным он не считается. Поэтому, согласно данной системе, 2000 год был високосным, а вот 1900 или предстоящий 2100 год — нет.
И всё-таки основные расхождения имеют богословский подтекст. Папа Григорий XIII задумал реформу летоисчисления, полагая, что праздник Воскресения Христа, Пасхи должен праздноваться только в воскресный день. В юлианском календаре этот вопрос никак, естественно, не учитывался, так как он был разработан ещё до нашей эры, то есть до Рождества Христова. И, согласно юлианским пасхалиям, христианская Пасха выпадала на разные дни недели.
Григорианский календарь был введён 24 февраля 1582 года. Однако юлианский календарь не исчез — он остался в православной христианской традиции. В наши дни оба календаря также сосуществуют вместе: григорианский календарь, «опережающий» юлианский на 13 дней, используют большинство государств мира. А юлианский используется в основном для христианских праздников. Всё дело в том, что григорианский стиль входит в противоречие с канонами, нарушая последовательность библейских событий: согласно им Пасха христианская не может справляться ранее Пасхи иудейской, а «новый стиль» такую возможность не исключает. Один из определяющих для православных людей фактор в данном контексте - многие века схождение Благодатного огня в Иерусалиме происходит в субботу перед Пасхой, отмечаемой именно по юлианскому, а не по григорианскому календарю.
В России григорианское летоисчисление было введено на государственном уровне в феврале 1918 года — один из первых декретов советской власти отменял юлианский календарь. Некоторые историки объясняют это патологической ненавистью большевиков ко всему, что связано с православными обычаями (старый стиль, то есть юлианский, был назван «мракобесным», а новый стиль, григорианский — «прогрессивным»), но есть и дополнительная версия перехода. Известно, что члены большевистской верхушки до 1917 года долгое время вели свою деятельность в Европе, жили там и попросту не пожелали отказываться от «григорианских» привычек.
Как у них?
Старый Новый год празднуют не только в России, а и в странах постсоветского пространства. Однако этим география праздника не ограничивается.
В странах бывшей Югославии в ночь с 13 на 14 января обязательно собираются за семейным столом. Причём называется праздник по-разному: в Сербии отмечают «Малое Рождество», а в Черногории «Права нова година», что переводится как «Правильный новый год». В Греции широко принято отмечать этот день из-за дня памяти святителя Василия Великого, особенно почитаемого греками.
Не отказываются от праздника и в «григорианской» Европе: для жителей некоторых районов Швеции и Румынии ночь на 14 января считается «сказочной». А в некоторых общинах Уэльса дата эта отмечается как праздник «добрососедства и открытых дверей».
На свой манер отмечают Старый Новый год в ряде африканских стран, где живут по своему берберскому календарю, который имеет много общего с юлианским. Поэтому в Алжире, Марокко, Тунисе второй Новый год отмечают 12 января.