Как сухой закон пробил дыру в бюджете СССР
40 лет назад началась знаменитая антиалкогольная кампания, ставшая фатальной для Советского Союза
Принятый четыре десятилетия назад сухой закон буквально через три года практически сошел на нет, лишив казну более 60 миллиардов рублей. 7 мая 1985 года Совет Министров СССР принял постановление «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения». На следующий день документ был опубликован в передовицах всех ведущих советских газет. Кто-то склонен видеть в проводившейся с 1985 по 1987 годы антиалкогольной кампании больше негатива, другие — больше позитива. Истина, как водится, где-то посередине. Накануне 40-летнего юбилея сухого закона ее попыталась найти «Парламентская газета».
Предпосылки
О том, что стране необходима антиалкогольная кампания, первым заговорил Юрий Андропов, вставший у руля СССР в 1982 году. В пьянстве, в основном на рабочем месте, он видел едва ли не основную причину упадка советской экономки.
В чем-то он был даже прав. Согласно официальной статистике, к 1984 году потребление спиртных напитков в СССР достигло 10,5 литра в год на человека. Это включая младенцев. Так не пили ни при царе, ни при Сталине — тогда на человека приходилось 5 литров алкоголя в год.
Но темпы экономического роста страны к середине 1980-х годов замедлились, и борьбу с пьянством решено было отложить до лучших времен. Даже наоборот, чтобы пополнить госбюджет, наладили производство более дешевой водки, которую в народе прозвали «андроповкой».
Малоэффективными оказались и попытки борьбы с пьянством, когда на смену Андропову пришел Константин Черненко — с 1984 по 1985 год.
А вот в марте 1985 года, после того как генсеком избрали Михаила Горбачева, основным проводникам антиалкогольной кампании — членам Политбюро ЦК КПСС Егору Лигачеву и Сергею Соломенцеву удалось убедить нового главу КПСС, что нужно ввести сухой закон, наподобие того, который был в США в 1930-е годы.
Непростые решения
7 мая 1985 года были приняты постановления ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» и Совета Министров СССР «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения». Последний документ предусматривал усиление борьбы с «зеленым змием», сокращение производства алкоголя, времени его продажи и закрытие ряда магазинов, реализующих спиртные напитки.
16 мая 1985 года был подписан указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством», который уже вводил административные и уголовные наказания за несоблюдение сухого закона. Соответствующие указы были приняты одновременно во всех союзных республиках.
Очередная антиалкогольная кампания началась: трезвость в СССР должна была стать нормой жизни.
Тотальный запрет
Если все предыдущие антиалкогольные кампании, а их в стране было несколько, сопровождались сокращением производства крепкого алкоголя и расширением производства пива и вина, то во времена последнего сухого закона в СССР сократили производство всех алкогольных напитков, даже пива.
Исполнение запрета на спиртное было беспрецедентным по своему масштабу. В стране было закрыто огромное количество магазинов, торговавших ликеро-водочной продукцией. Несколько раз поднимались цены на водку: недорогая «андроповка», которая стоила до начала кампании 4 рубля 70 копеек, исчезла с прилавков, а с августа 1986 года самая дешевая водка стоила уже 9 рублей 10 копеек, то есть цена повысилась в два раза.
Немногочисленные магазины, продававшие спиртное, могли делать это лишь с 14 до 19 часов, и перед их открытием на входе выстраивались огромные очереди желающих прикупить себе на вечер спиртного. Также были приняты жесткие меры против распития спиртного в парках и скверах, в поездах дальнего следования — выпивох отлавливала милиция и добровольные дружинники. За употребление спиртного на рабочем месте увольняли, а партийцам грозило исключение из рядов КПСС.
Время агитаторов
Также были запрещены банкеты, связанные с защитой диссертаций, в прессе, по радио и на телевидении пропагандировались безалкогольные свадьбы. В выполнение задач по борьбе с пьянством втягивались профсоюзы, вся система образования и здравоохранения, общественные организации и даже творческие союзы. Пропаганда трезвости была повсюду.
Но на каждый запрет найдется нарушитель. А если запрет массовый, соответственно, и такие же будут нарушения. Жители СССР от алкоголя отказываться не собирались и перешли на самогон и спиртосодержащие суррогаты. Пьянство ушло в подполье, и искоренить его окончательно и бесповоротно у властей никак не получалось.
«К счастью, у людей тогда хватило ума не вырубить крымские виноградники. Этот непростой период времени «Массандра» и другие винодельческие предприятия Крыма прошли относительно успешно и без ощутимых потерь, — рассказала «Парламентской газете» бывший сотрудник крымского завода «Массандра» Ирина Ерамова. — Конечно, пришлось прижаться, свернуть часть производства, но мы его переналадили на изготовление виноградных соков. А вот профилактическую работу с нами, помню, проводили. Выглядело это очень забавно. У нас была работник, партийный деятель, очень громкая и активная, страсть как любившая покомандовать. Так мы ничего лучше не придумали, как борьбу с пьянством на нашем заводе, а тогда полагалось на каждом предприятии иметь такое ответственное лицо, поручить ей. А пьянства-то как раз у нас никогда и не было, так как настоящие виноделы практически не пьют, иначе никто не удержится на рабочем месте. Но, скажу честно, мы никогда с таким удовольствием не ходили на общие собрания, как во время антиалкогольной кампании. Представьте себе, весь коллектив винзавода собирался в большом зале, полностью заставленном бочками с вином. Возле одной из этих бочек стоит агитатор и рассказывает нам, что пить — плохо. Это было очень весело».
Перегибы и перекосы
Через некоторое время выяснилось, что сухой закон очень больно ударил по бюджету. Если до начала антиалкогольной кампании около четверти поступлений в госказну от розничной торговли приходилось на алкоголь, то в 1986 году доходы госказны от пищевой промышленности составили лишь 38 миллиардов рублей вместо прежних 60 миллиардов. А в 1987 году казна получила еще меньше доходов — 35 миллиардов рублей. По оценке председателя Совета Министров СССР Николая Рыжкова, из-за сухого закона страна потеряла 62 миллиарда рублей.
Резко осложнились отношения со странами Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) — Венгрией, Румынией и Болгарией, большая часть вина в которых производилась для экспорта в СССР. Внешторг отказался закупать вино в этих странах, поэтому этим странам пришлось компенсировать упущенную выгоду другими товарами.
Тревогу забили и правоохранители: запрет на легальную продажу алкоголя породил мощный всплеск теневой экономики и коррупцию. В стране расцвело самогоноварение, которое привело к дефициту сахара. Все чаще в криминальной хронике стали фигурировать наркоманы и токсикоманы.
Идея «культурного пития», которую несла в себе антиалкогольная кампания тех лет, не противоречит даже сегодняшнему дню, считает председатель Комитета Госдумы по агарным вопросам, академик РАН Владимир Кашин:
«Но за идеями правоприменение бывает порой, мягко выражаясь, неправильное. Конечно, ущерб этим сухим законом экономике был нанесен серьезный. В том числе и отрасли виноградарства, а также перерабатывающей промышленности, которая поддерживала эту отрасль. Но если брать в целом, то какого-то конкретного злого умысла за собой эта антиалкогольная кампания не несла. А вот ее некоторые перекосы действительно имели эффект взорвавшейся бомбы и вспоминаются до сих пор»
В рамках борьбы за трезвый образ жизни советского человека государство сократило программу по финансированию закладок новых виноградников и уходу за уже имеющимися насаждениями. Вслед за этим началась широкая вырубка виноградников. В Молдавии из 210 тысяч гектаров виноградников «убили» 80 тысяч. На Украине вырубили 60 тысяч гектаров. Россия тоже пострадала от излишней чиновничьей исполнительности — за пять лет, с 1985 по 1990 год, площади виноградников снизились с 200 до 168 гектаров.И что-то хорошее
Но надо признать, что при всех перегибах, которые были допущены антиалкогольной кампанией, положительный эффект от нее тоже был, и весьма ощутимый.
Во-первых, по данным Госстата, в те годы продажи алкоголя на душу населения сократились в 2,5 раза.
Во-вторых, уменьшение продажи алкоголя в 1985-1987 годах сопровождалось ростом продолжительности жизни и ростом рождаемости. В эти годы рождалось по 5,5 миллиона новорожденных — это больше на 500 тысяч человек в год, чем ранее ежегодно на протяжении 30 лет.
В-третьих, продолжительность жизни мужчин увеличилась на 2,6 года и произошло снижение смертности: если в 1984 году показатель смертности составлял около 11 человек на 1 тысячу населения в год, то в 1985 году этот показатель снизился до 2,07 смерти на 1000 человек населения.
Наконец, выросла производительность труда, а число прогулов на производствах сократилось более чем на четверть. Также уменьшилось количество преступлений на почве пьянства.
Кроме того, в годы антиалкогольной кампании было открыто множество новых физкультурно-оздоровительных организаций и клубных учреждений. Стало больше спортивных мероприятий с участием зрителей и спектаклей в театрах, где в буфетах происходило замещение спиртного безалкогольными напитками.
Навстречу ускорению
Однако, при всех этих положительных тенденциях, народ бросать пить отказывался категорически. К тому же бурно рос теневой бизнес — контрабанда и подпольная продажа алкоголя, массовым явлением стало самогоноварение. В больницы ежедневно десятками и сотнями поступали люди, отравившиеся политурой, лаком, одеколоном и прочими суррогатами.
Оценив эти последствия, советское правительство решило свернуть антиалкогольную кампанию — денег в бюджете катастрофически не хватало и впереди уже маячил экономический кризис 1989 года. Да и лозунг «Трезвость — норма жизни!» к тому времени почти повсюду уже заменили другим: «Перестройка, гласность, ускорение!».
Выученные уроки истории
Антиалкогольные кампании в нашей стране проходили и накануне революции 1917 года, и перед развалом СССР. К слову, и другие государства, где вводили сухой закон, тоже не избежали последующих потрясений. По словам первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергея Рябухина, после любого тотального запрета комом нарастает масса сопутствующих проблем, которые превращаются в неуправляемую лавину:
«Поэтому я считаю, что в этом случае нужно извлечь уроки из истории и действовать совершенно другим образом — не силовым путем, не запретительными мерами, а пропагандируя спорт и здоровый образ жизни. Этот путь длиннее по времени, но действеннее — сейчас из года в год все больше людей начинают вести здоровый образ жизни. Запрещать не надо, надо перевоспитывать».
После лихих 90-х, когда поставляемые из Германии и Польши в неограниченном количестве спирт «Рояль» и водка «Распутин» с подмигивающим старцем лились по стране рекой, наступил подъем отечественной ликеро-водочной промышленности и наконец наступило время недорого спиртного. Опять поднялось его потребление. Тогда уже тревогу забил Минздрав страны, и в 2009 году была принята концепция сокращения потребления алкоголя в России. Но, что называется, без резких движений и тотальных запретов. И это принесло результат.Согласно данным Минздрава, к 2020 году потребление алкоголя было снижено с 18 литров до 8,9 литра на человека в год, то есть на 51 процент. Среди самых эффективных принятых мер противоалкогольной политики отмечается увеличение акцизов на крепкие спиртные напитки, ограничение их рекламы, установление времени продажи и минимально допустимых цен на алкогольную продукцию, запрет на «наливайки» в жилых домах.
В декабре 2024 года Правительство России утвердило план мероприятий по реализации концепции сокращения потребления алкоголя в России до 2030 года. С новой концепцией россияне станут пить еще меньше на 11 процентов — 7,8 литров спиртного на человека в год. Документ, в частности, включает в себя разработку и реализацию дополнительных мер по сокращению нецелевого потребления лекарственных, парфюмерно-косметических средств и иных спиртосодержащих жидкостей, содержащих алкоголь, а также противодействие нелегальному производству и обороту алкогольной продукции.
Череда запретов
В России неоднократно пытались бороться с пьянством через запреты и ограничения. Например, сухой закон был введен Николаем II в 1914 году, в начале Первой мировой войны. Он запрещал продажу крепких спиртных напитков, за исключением привилегированных заведений. Это ограничение обходилось правительству примерно в миллиард рублей в год, однако власти считали, что данный шаг необходим для повышения экономической производительности в военное время, поддержания общественного порядка и призыва на военную службу. Данный запрет на продажу спиртного сохранило и новое советское правительство во главе с Владимиром Лениным, но после его смерти, в 1925 году, Сталин его отменил, одновременно вернув госмонополию на производство спиртного.
После смерти Сталина в СССР также проводились антиалкогольные кампании. Первая — в 1958 году, во время правления Никиты Хрущева. Тогда запретили продавать водку везде, кроме ресторанов. Эти ограничения стимулировали самогоноварение, с которым тоже начали бороться, установив уголовную ответственность — до 3 лет лишения свободы с конфискацией имущества. В итоге за два года за самогоноварение село в тюрьму 52 тысячи человек — в основном женщины.
Еще один запрет на алкоголь ввели при Леониде Брежневе в 1972 году, когда было принято постановление ЦК КПСС и советского правительства «О мерах по усилению борьбы с пьянством». Всего этим документом вводилось 110 мер. В их числе: сокращение производства крепких спиртных напитков и расширение производства виноградных вин и пива, повышение цены на спиртное, ограничение по времени продажи спиртного, создание лечебно-трудовых профилакториев (ЛТП), удаление из фильмов сцен с употреблением спиртных напитков и другие.
Другие страны мира также не обошли запреты на продажу спиртного. Самые знаменитые сухие законы принимали правительства США — там запрет на производство, продажу и перевозку спиртного действовал с 1920 по 1933 год, а также в Канаде (1918-1920 годы, а на острове подобный запрет действовал с 1901 по 1948 год), Исландии (1915-1935 годы, а запрет на крепкое пиво был снят лишь в 1989 году), Норвегии (1916-1927 года) и ряде других стран.
Анекдоты времен «сухого закона»
Сталин и соратники стоят на трибуне Мавзолея, принимают парад. Холодно. Сталин распорядился принести бутылку коньяка. Прибегают пионеры с цветами, и один говорит:
- Пить вредно, товарищ Сталин!
- Ты кто такой?
- Это Миша Горбачев из третьего «А», — объясняет пионерка.
- Ладно тебе, Рая, — смущается пионер.
Телеграмма из Сибири в ЦК: «Срочно пришлите водку. Народ протрезвел и спрашивает, куда дели царя-батюшку».
- Боец Сухов идет по пустыне и видит: Егор Лигачев и Михаил Горбачев, по шею закопанные в песок, засохшими губами просят:
- Пить….
Сухов смотрит на часы:
- Вот беда, только после двух часов!
Во время сухого закона члены Союза писателей решили шифроваться. Вместо слова «бутылка» договорились применять слово «книга», вместо «выпивать» — «читать».
И вот утром встает с больной головой писатель и звонит другому:
- Ну как ты?
- Да вот вчера с приятелем в библиотеке начитались до головной боли. Сейчас буду отчитываться газетами.
- Да брось ты эти газеты и приезжай ко мне. Брат из деревни приехал, такую рукопись привез!
В парфюмерном отделе алкоголики покупают одеколон.
- Дайте два «Тройных» одеколона и одеколон «Гвоздика».
- Брали бы уже три «Тройных».
- Никак нельзя. С нами дама будет!
Ещё материалы: Владимир Кашин, Сергей Рябухин







