Все о пенсиях в России

20.04.2024Какие выплаты положены при выходе на пенсию

20.04.2024Бессараб рассказала, как индексируют пенсию после ухода на заслуженный отдых

18.04.2024В Госдуме готовят законопроект о трудовых гарантиях для работников маркетплейсов

Как открыть шлагбаум для скорой помощи

Нормы по пропуску экстренных служб во дворы могут прописать на федеральном уровне

12.11.2018 00:00

Автор: Марина Третьякова

Как открыть шлагбаум для скорой помощи
На одной из улиц Москвы. Андрей Махонин/ТАСС

После появления платных парковок всё больше дворов в российских городах стали перекрываться шлагбаумами. Для жильцов многоэтажек это единственный способ очистить дворы от чужих автомобилей. Но есть и обратная сторона: у машин скорой помощи всё чаще возникают трудности с проездом к домам. Почему это происходит и как решить эту проблему, выяснила «Парламентская газета».

Всё решает город

На прошлой неделе СМИ облетели кадры видеозаписи, на которой врач новосибирской скорой ломает шлагбаум, чтобы дать проехать машине на вызов к больному. Пациента спасли, и большинство россиян посчитали поступок медика правильным. Но жители многоэтажки, к которой пытались пробиться медики, выкатили счёт за повреждённый шлагбаум.

В торговых центрах и метро появятся дефибрилляторы
Глава региона Андрей Травников призвал администрацию муниципалитета не проявлять «ненужного рвения», а чиновникам из областного Минздрава и Минтранса вместе с городскими властями поручил создать схемы для проезда спецтранспорта на придомовых территориях. А собственникам, управляющим компаниям и ТСЖ губернатор посоветовал тщательно продумывать маршруты движения спецтехники ещё перед установкой заграждений.

Травников не случайно обратился к местным властям: правила установки и условия работы шлагбаумов во дворах определяют именно они. На федеральном уровне регулируются в основном околожилищные вопросы. Например, в Жилищном кодексе определено право собственников жилья на установку защитного механизма на общей территории, а также прописан процесс оформления такого решения на общем собрании. Гражданский кодекс определяет механизм передачи электронных ключей новому собственнику квартиры.

Ещё одна общая для всех норма есть в Правилах дорожного движения: самовольно устанавливать заграждения на дорогах запрещено. Ну и все должны выполнять правила пожарной безопасности: в Строительных нормах и правилах (СНиП) по планировке городских и сельских поселений говорится, что «при проектировании проездов и пешеходных путей необходимо обеспечивать возможность проезда пожарных машин к жилым и общественным зданиям».

Требование есть, но нюансы не прописаны

Что получается в итоге? Владельцы шлагбаума — собственники квартир многоэтажного дома. Федеральные законы позволяют им устанавливать заграждения с разрешения местных властей и обязывают обеспечивать проезд пожарных расчётов. Доступ в перекрытые дворы других экстренных служб прописывают уже городские чиновники. Например, в соответствующем постановлении правительства Москвы отмечается, что совет депутатов может не согласовать установку шлагбаума, если в проекте его размещения не соблюдены требования по обеспечению круглосуточного беспрепятственного проезда пожарной техники, машин скорой помощи, полиции, МЧС, газовиков и коммунальщиков.

Нюансы не прописаны ни в одном документе, на которых должны ориентироваться собственники шлагбаумов. Фото: ПГ / Игорь Самохвалов

Выполнить это требование в реальности можно только одним способом: посадить дежурного, который будет открывать шлагбаум перед машинами экстренных служб. Если заграждение механическое (что встречается редко), то дежурный должен постоянно находиться возле шлагбаума. Если же устройство автоматическое, открывать его можно удалённо. Жильцы для этого используют электронные ключи или специальные маячки на машинах. Другим машинам открывать вход удалённо может консьержка или сотрудник управляющей компании. Значит, на самом шлагбауме должна быть кнопка или номер телефона, по которому можно связаться с дежурным.

Но все эти нюансы не прописаны ни в одном документе, на которых должны ориентироваться собственники. Отсюда и начинаются проблемы: по бумагам шлагбаум отвечает всем нормам, а на деле дежурного вовсе нет. Вот работники скорой и бегают по дворам в поисках человека с электронным ключом. Или идут на таран.

Техническое решение

Сама возит, сама лечит, сама помощь подает…
Как решить коллизию, законодатели пока не понимают. В «Единой России» предлагают ввести административную ответственность за перекрытие движения автомобилей экстренных служб шлагбаумами и другими ограничителями. Такой законопроект ещё с прошлого года разрабатывают участники партийного проекта «Народный контроль». В нём также предлагается прописать в ПДД приоритет спецтехники с проблесковыми маячками при въезде во дворы многоэтажек.

«Нужно сначала предусмотреть саму возможность проезда экстренных служб, а потом уже наказывать за её несоблюдение», — прокомментировал инициативу член Комитета по транспорту и строительству Максим Сураев. По его мнению, нужно ввести общее правило, которое обяжет владельцев шлагбаумов по всей России обеспечивать беспрепятственный проезд экстренных служб. «Я думаю, есть смысл ввести регулирование этого вопроса на федеральном уровне, чтобы это было единое правило для всех регионов. Это ведь касается жизни людей, это экстренные ситуации», — сказал он «Парламентской газете».

Впрочем, добавил депутат, проблему можно решить более изящно: обеспечить экстренные службы универсальными электронными ключами, которые откроют любой автоматический шлагбаум.

С этой мыслью согласен директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов НИУ ВШЭ Константин Трофименко. «Эта проблема лежит в технической плоскости, а не правовой. Нужно, чтобы у экстренных служб были универсальные электронные ключи. Это не особенно дорогие устройства, обычные брелоки, так что не думаю, что это потребует больших расходов из бюджета», — полагает эксперт.

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 31538