Как не уснуть за рулем — спросите у Штирлица

Правительство предлагает оборудовать автобусы и такси датчиками усталости, сигнализирующими, что водителю пора съехать на обочину и отдохнуть

13.11.2022 15:00

Автор: Валерий Филоненко

Как не уснуть за рулем — спросите у Штирлица
  © Кирилл Каллиников/РИА Новости

Время управления транспортным средством и отдыха должен фиксировать установленный в кабине тахограф, который с марта следующего года должен стать обязательным, в том числе для автобусов, и такси. Но чтобы электронный прибор более чутко реагировал на физическое состояние шофера, к устройству целесообразно подключить средство мониторинга работоспособности человека. И если такой датчик усталости обнаружит у него потерю концентрации внимания, то водитель обязан будет сделать перерыв. При этом он вправе продолжить движение, если средство контроля не зафиксирует недомогания. Такой порядок предлагает закрепить Правительство во внесенном 10 ноября в Госдуму законопроекте. «Парламентская газета» выясняла, к каким ухищрениям сегодня прибегают водители, чтобы как можно дольше сохранить ясность ума и внимательность в пути следования.

Устал — поспи, отдохнул — поезжай

Согласно апрельскому постановлению кабмина, действие обязательного требования об оснащении тахографами маршрутных такси и автобусов приостановлено до 1 марта 2024 года. Сначала планировали, что оно начнет действовать с 1 июля 2020 года, затем Правительство своими постановлениями дважды переносило этот срок — на 1 июля 2021 года, а потом на 1 января 2022 года. Причиной послужило то, что из-за пандемии коронавируса сократился пассажиропоток.

Напомним, с 1 ноября 2019 года в законе о безопасности дорожного движения предусмотрено, что оснащать тахографами грузовые автомобили массой более 3,5 тонны и автобусы должны и обычные россияне, их эксплуатирующие. Ранее такая обязанность была установлена только для юрлиц и ИП.

Тахограф — это записывающее устройство, автоматически регистрирующее скорость и маршрут автомобиля, время работы и отдыха водителя. При этом прибор работает в пассивном режиме, никак, по сути, не реагируя на поведение шофера, который из-за усталости может клюнуть носом и совершить наезд.

По международной статистике, причиной 20-30 процентов ДТП является именно потеря работоспособности водителя. Поэтому Правительство решило, помимо тахографов, внедрить и средства мониторинга состояния водителей в пути. При потере внимания такой датчик усталости просигнализирует, после чего водитель обязан будет сделать перерыв в работе. При этом он вправе вернуться к ней, если средство контроля перестанет фиксировать предельные значения потери работоспособности.

Как сообщается в пояснительной записке к законопроекту, мера позволит государству сократить количество жертв на дорогах и, как следствие, экономические потери. Правда, при этом автокомпаниям придется раскошелиться. По информации из открытых источников, ориентировочная стоимость датчиков усталости колеблется от 25 до 80 тысяч рублей. Закон в случае его принятия вступит в силу с 1 сентября 2024 года.

Читайте также:

• Водителей хотят штрафовать на 500 рублей за езду зимой на летней резине • Военных и полицейских предлагают включить в госпрограмму льготного автокредитования

Как побороть усталость за баранкой

Само по себе новшество полезное, но приживется ли оно на российских дорогах и насколько будет эффективным — покажет время, считает автоэксперт Василий Кисенков. Он напомнил, что подобными системами контроля уже давно оснащаются западные автомобили, а средства мониторинга последних моделей премиум-класса и вовсе похожи на автопилот, когда датчик не просто обнаруживает усталость водителя, но и деятельно ему помогает не совершить ДТП, частично беря управление на себя.

«Системами контроля уже оснащаются грузовые автомобили и в России. Действуют они так: когда датчик фиксирует наклон головы к рулю в течение определенного времени, одновременно посылает звуковой сигнал, руль при этом начинает вибрировать. Проигнорировать такое предупреждение невозможно», — пояснил «Парламентской газете» суть нововведения автоэксперт.

А вот чтобы не уснуть за рулем водителям, у которых под рукой не окажется умного сигнализатора, Кисенков советует выспаться хорошенько перед дорогой, а уж если веки непроизвольно стали смыкаться — подложить под язык дольку лимона, открыть окно, впустив прохладу в салон и включить музыку на полную громкость.

Но самый простой и эффективный способ избежать столкновения со столбом или встречной машиной на фоне усталости, по его словам, — съехать на обочину и немного поспать. Как это делал Штирлиц, отключаясь усилием воли на 20 минут, тем сохраняя себя от возможных неприятностей на трассе и увеличивая шансы нанести Третьему рейху больший вред.

Это, во всяком случае, гораздо продуктивнее потребления энергетиков, которые создают иллюзию бодрости, а на деле лишь заставляют сердце чаще стучать, не в состоянии радикально повлиять на утомляемость.

Не поможет и кофе, особенно растворимый. Его изготавливают из шелухи обжаренных зерен, и первые полчаса эффект от употребления действительно присутствует, но потом следует обратный процесс. Поэтому лучше пить зеленый чай — он гораздо полезнее и эффективнее в такой ситуации, заверил Василий Кисенков.

Правда за нами