Все о пенсиях в России

11:46Пенсионные баллы предложили разрешить направлять родителям

два дня назадГоликова рассказала, сколько оформивших пенсию россиян возвращаются к работе

24.04.2024Краснов: В конце 2023 года 69 тысяч россиян не получили пенсию из-за сбоя

Кабмин не против защиты прав пользователей платных подписок. Но с оговорками

В Сети должны быть установлены правила списания средств с карт потребителей цифрового контента

26.02.2024 00:00

Автор: Элеонора Рылова

Кабмин не против защиты прав пользователей платных подписок. Но с оговорками
  © Тимур Ханов/ПГ

Кабмин встал на защиту прав «спящих клиентов» платных цифровых сервисов, однако в своем отзыве на законопроект рекомендовал его доработать. Такую же позицию занял ответственный Комитет Госдумы по промышленности и торговле. Напомним, группа депутатов Госдумы выступила с инициативой обязать онлайн-кинотеатры, библиотеки, игровые и музыкальные платформы информировать клиентов об окончании срока подписки и запретить без уведомления списывать деньги с их карт. «Парламентская газета» разбиралась в ситуации.

Без предупреждения

В последние годы россияне все активнее подключаются к различным стриминговым сервисам. Это дает возможность смотреть и слушать новинки кино и музыки, читать электронные книги, играть в компьютерные игры, не нарушая авторское право. По некоторым данным, 27 процентов платной подписки приходится на москвичей и 13 процентов — на жителей других регионов страны. Для привлечения клиентов онлайн-кинотеатры, библиотеки, игровые и музыкальные платформы часто предлагают бесплатную подписку на один-два месяца. А когда заканчивается срок, люди забывают ее аннулировать и попадают на деньги. Еще 18 процентов не пользуются когда-то подключенным цифровым контентом, но продолжают за него платить, потому что часто интернет-сервисы используют автоматическое продление подписки, не предупреждая клиентов.

«Непрозрачные правила выставления счетов за подписки, сложные процедуры их отмены и плохая коммуникация с сервисами чаще всего оставляют потребителей с подписками, которыми они не пользуются… Многие не могут даже понять, какая организация и за какую услугу сняла деньги, так как это не указано в сообщении от банка», — разъяснял «Парламентской газете» необходимость исправить ситуацию член Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин.

Он и еще ряд депутатов в июле прошлого года внесли законопроект, который запретит интернет-сервисам списывать деньги без обязательного предварительного уведомления клиентов не менее чем за сутки. Если же это случилось, то поставщик услуг должен вернуть средства в полном объеме. Уведомление должно содержать дату списания платежа, информацию, как прекратить подписку, а также ссылку на платформу, где можно от нее отказаться.

Хакеры из России обнародовали данные сотрудников украинских военкоматов

Удалять безвозвратно

Еще одна новелла призвана урегулировать оплату покупок в интернете. Торговым площадкам хотят запретить списывать деньги с карт, владельцы которых удалили их данные из личного кабинета до момента приобретения товара.

«В целом сам факт того, что данные остаются у площадок даже после их удаления, очень смущает. Надеюсь, нам удастся добиться на законодательном уровне того, чтобы платформы обязательно удаляли такие данные пользователей. Это ведь и от возможных утечек личных данных россиян убережет, а это сейчас одна из основных наших проблем», — отмечал Антон Немкин.

Не допустить удорожания

Однако Правительство и профильный комитет Госдумы в своих официальных отзывах рекомендовали депутатам доработать документ. Кабмин отметил, что концепция законопроекта «в целом заслуживает внимания», но обратил внимание на содержащиеся в нем противоречия и нестыковки. В частности, функции контроля по закону о защите прав потребителей возложены на Роспотребнадзор, а авторы законопроекта «подтянули» еще и Роскомнадзор, который в их версии должен утвердить форму, состав и место, где на сайтах сервисов должна находиться информация о возможности отказа клиента от подписки. Дополнительно рекомендовали уточнить, когда прекращается договор об оказании услуг, скорректировать такие оценочные понятия, как «регулярное получение», «регулярный доступ», а также дополнительно проработать тезис, в каких случаях будет применяться предлагаемая процедура и ее содержание.

Комитет Госдумы по промышленности и торговле к тому же посчитал излишним неоднократное информирование потребителя, что он может расторгнуть абонентский договор, и предложил включить это положение в условия договора. 

Оба рецензента выразили обеспокоенность тем, что дополнительное регулирование этой сферы услуг способно привести к необоснованному удорожанию стоимости подписок, что негативно скажется на интересах потребителей. А этого допустить нельзя.

С учетом замечаний

Антон Немкин сказал «Парламентской газете», что проект закона активно дорабатывается, в него внесут ряд изменений. Для этого создана рабочая группа при Минцифры, в которую вошли представители Роспотребнадзора, Банка России, Яндекса, МТС, Ozon, СТС и других организаций.

«Мы прислушиваемся к мнению тех, кто работает непосредственно в сфере онлайн-предпринимательства, стараемся учесть их интересы. Подчеркну — у нас нет цели нанести вред российским предпринимателям, которые сегодня активно работают и стремятся обеспечить качественный сервис для наших граждан. Наша главная задача — искоренить ситуацию, когда люди оказываются в так называемых подписочных ловушках и платят деньги за те услуги, которыми не пользуются», — прокомментировал депутат.

Изменения необходимо внести до рассмотрения законопроекта в первом чтении, которое планируется на март.

Читайте также:

• Герман Клименко рассказал, как защитить персональные данные от мошенников • Антон Немкин: Скрытых интернет-подписок быть не должно

Также читайте о том, какие законы вступают в силу в мае.