Все о пенсиях в России

06.05.2024Военным пенсионерам из ДНР и ЛНР включат в стаж службу на Украине

05.05.2024Прабабушкам и прадедушкам пересчитают пенсии

04.05.2024Военным пенсионерам увеличат выплаты в октябре

Антон Немкин: Скрытых интернет-подписок быть не должно

Без предупреждения списывать у людей деньги за услуги, которые им не нужны, — нечестно, уверен депутат

13.07.2023 00:00

Автор: Дмитрий Литвинов

Антон Немкин: Скрытых интернет-подписок быть не должно
Антон Немкин. © Игорь Самохвалов/ПГ

«Подписочным ловушкам», которые расставляют своим клиентам недобросовестные интернет-сервисы, существовать осталось недолго. В Госдуму в ближайшее время внесут законопроект, который обяжет сами сервисы уведомлять своих клиентов о сроках окончания подписки и возможности ее отключить. Об этом, а также о том, какие возможности откроет электронная регистрация бизнеса, в пресс-центре «Парламентской газеты» рассказал член Комитета Госдумы по информационной политике Антон Немкин.

- Антон Игоревич, почему потребовалось законодательно урегулировать вопросы онлайн-подписок?

- Исследование этого года показало, что платными онлайн-подписками в Москве пользуются около 27 процентов граждан, а в России в целом — 13 процентов. Наиболее востребованы подписки на контент — музыкальные, кино- и видеосервисы, игровые сервисы, онлайн-библиотеки и так далее. В целом годовая выручка от подписок на цифровой контент в России достигает 180 миллиардов рублей.

Успех подписочных моделей зависит не только от увеличения подписчиков, но и от удержания уже имеющихся. Больше 70 процентов доходов от подписок поступают от текущих пользователей. Чтобы держать долю отписок низкой, компании нередко используют непрозрачные и недобросовестные практики, которые оставляют потребителей с подписками, которыми они не пользуются.

- Много ли россиян не знают о том, что у них оформлены какие-то платные подписки?

- Большинство активных пользователей имеют в среднем три подписки, ежемесячно они тратят на них около 1000 рублей. При этом у 18 процентов пользователей подписок есть те, которыми они уже не пользуются, но продолжают за них платить. Почти четверть этих людей говорят, что просто забывают отписаться. При этом часто «подписочные ловушки» случаются из-за самих сервисов, которые намеренно строят свою работу так, что пользователи не могут разобраться в условиях договора, а потом не могут отписаться. Многие не могут даже понять, какая организация и за какую услугу сняла деньги, так как это не указано в сообщении от банка.

- Как обычно появляются такие скрытые подписки?

- Чаще всего пользователи попадают в «подписочные ловушки» из-за отсутствия уведомлений от сервисов или ненадлежащего их содержания. Половина пользователей сообщили, что сталкивались с ситуацией, когда сервис по платной онлайн-подписке не соответствовал заявленному предложению. Среди них обращались к представителям сервиса с просьбой отменить подписку 50 процентов, но большинство так и не получили деньги назад. Также большой проблемой становятся автоматические продления подписок без предупреждения. Потребители могут оказаться в ситуации, когда продление без явного подтверждения ведет к незапланированным издержкам.

- Что изменится с началом действия нового закона?

- Согласно предложенным изменениям, в законодательстве будет закреплена обязанность для сервисов не меньше чем за сутки предупреждать клиентов о списании средств за подписку. Такое уведомление должно содержать дату списания платежа, информацию о том, как прекратить подписку, а также ссылку на ту платформу, где можно отказаться от подписки. Например, если потребитель заплатил за годовую подписку и отказался от нее через шесть месяцев, подписка продолжит действовать до конца всего периода.

- Еще одна проблема — списание денег с банковских карт, данные которых пользователь уже удалил…

- Еще одна новелла запрещает торговым площадкам списывать деньги с карт, данные о которых были удалены из личного кабинета до момента приобретения товара. В целом сам факт того, что данные остаются у площадок даже после их удаления, очень смущает. Надеюсь, нам удастся добиться на законодательном уровне того, чтобы платформы обязательно удаляли такие данные пользователей. Это ведь и от возможных утечек личных данных россиян убережет, а это сейчас одна из основных наших проблем.

- Какие виды подписок затрагивает законопроект?

- Речь идет о любых подписках в Сети. В случае принятия закона (он вступит в силу с 1 марта 2024 года) это даст бизнесу достаточно времени для адаптации к новым требованиям. По этой же причине законопроект не предусматривает административной ответственности за нарушения, но она может быть установлена позднее по итогам мониторинга исполнения новых норм.

- Может ли случиться, что люди станут отказываться от услуг онлайн-платформ и бизнес понесет потери?

- Я хорошо понимаю опасения бизнеса, но компании, которые предоставляют качественные услуги, ничего не потеряют. Наоборот, люди больше доверяют сервисам, которые с вниманием относятся к их интересам. Некоторые российские компании уже успешно внедрили такие уведомления по своей инициативе. И их бизнес не пострадал.

- Еще один важный законопроект касается электронной регистрации бизнеса, его внесли 11 июля. Расскажите, что он даст предпринимателям.

- Главной целью законопроекта является быстрая и удобная регистрация бизнеса — он предлагает индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам регистрироваться через специальную систему с использованием электронного адреса. Регистрация по стационарному адресу, которая сегодня используется в нашей стране, постепенно устаревает и приносит бизнесу лишние трудности. А наш законопроект поможет сократить барьеры для входа в бизнес и обеспечит комфортные условия для предпринимателей.

- Издержки тоже снизятся?

- Это неизбежное последствие цифровизации. Речь идет о расходах, связанных в первую очередь с содержанием офисов, которыми многие даже не пользуются в последние годы. Как показало исследование Национального агентства финансовых исследований, 62 процента представителей микро- и малого бизнеса поддерживают инициативу об отмене обязательного указания юридического адреса при регистрации компании. При этом в качестве альтернативы юридическому адресу они предлагают использовать в качестве инструмента идентификации компании кабинет налогоплательщика на сайте ФНС или данные открытых банковских счетов. Мы решили предложить им регистрироваться по электронному адресу, сформированному в специальной государственной информационной системе, создав учетную запись юридического лица.

Читайте также:

• Бизнес в новых регионах получит налоговые льготы

- Не облегчит ли это задачу мошенникам, которые захотят укрыться от налоговой?

- Без указания места жительства или как минимум нахождения представителя юридического лица и без его подтверждения регистрация личного кабинета в системе будет невозможна в принципе. Такой подход поможет снизить риски невозможности определить того, кто управляет юридическим лицом. Также будет исключена возможность препятствовать проведению контрольных мероприятий налоговыми и иными государственными органами.

Законопроект создает организационные предпосылки для регистрации юридических лиц по виртуальному адресу. Сам порядок электронной регистрации и случаи, при которых она возможна, будут также определены в законе о госрегистрации юридических лиц, который появится позднее.