Все о пенсиях в России

вчераКраснов: В конце 2023 года 69 тысяч россиян не получили пенсию из-за сбоя

вчераКак узнать размер будущей пенсии

два дня назадЧто потребуется для выхода на пенсию в 2024 году

Ипотечную недвижимость нужно регистрировать по особым правилам

Чтобы получить право собственности на взятую в кредит квартиру или участок, необходимо все данные занести в ЕГРН

15.08.2022 00:00

Автор: Мария Соколова

Ипотечную недвижимость нужно регистрировать по особым правилам
  © Валерий Мельников / РИА Новости

Регистрация в Едином государственном реестре недвижимости  (ЕГРН) — завершающий этап сделки купли-продажи квартиры или земли по ипотечному договору. После оформления в банке кредита на приобретение недвижимости следует обратиться в Росреестр, чтобы сведения о сделке включили в ЕГРН. После этого квартира или участок официально переходят в законную собственность ипотечного заемщика, но до погашения кредита она будет находиться в залоге. Как правильно зарегистрировать недвижимость, купленную в ипотеку, выяснила «Парламентская газета».

Зачем нужна регистрация

Оформление сделки в Едином государственном реестре недвижимости гарантирует юридическую силу ипотечного договора, в котором закрепляют соглашение сторон о передаче квартиры или земельного участка в залог банку. Регистрация в ЕГРН доказывает право собственности на имущество на государственном уровне. Оспорить оформленную сделку можно только в судебном порядке. В реестре фиксируют данные владельца недвижимости, технические характеристики помещения, информацию о наличии обременения.     

После регистрации ипотечная квартира переходит в собственность покупателя, но на него накладывают обременение (ограничение на всякого рода сделки) до полного погашения банковского кредита. Согласно Гражданскому кодексу и другим законам, пока человек не вернет всю заимствованную сумму, он не сможет без согласия банка продать недвижимость, подарить, обменять, сделать перепланировку.

Куда обратиться

Чтобы зарегистрировать ипотеку, нужно обратиться в Росреестр или в МФЦ с совместным заявлением от заемщика и банка, сказано в Законе «О государственной регистрации недвижимости». Как пояснил «Парламентской газете» риелтор, эксперт по недвижимости Олег Бендриков, регистрацией в Росреестре может заняться нотариус, а крупные банки могут зарегистрировать сделку и через Интернет.   

© Игорь Самохвалов/ПГ

«Для регистрации перехода права собственности есть три пути: обратиться в Росреестр или МФЦ, к нотариусу или оформить сделку в ЕГРН в электронном виде через банк», — сказал Бендриков. Эксперт отметил, что если регистрацией сделки занимается нотариус, то он несет ответственность за сделку, проверяет собственника и продавца. «Нотариальное оформление — самое безопасное, но оно более затратное, потому что человек должен оплачивать услуги нотариуса», — сказал Бендриков.    

Электронной регистрацией в ЕГРН занимаются далеко не все банки, а нотариус стоит недешево, поэтому многие люди регистрируют собственность самостоятельно.      

К заявлению, которое подают в Росреестр лично или через МФЦ, следует приложить документы, удостоверяющие личность покупателя, договор купли-продажи и ипотеки, правоустанавливающее свидетельство предыдущего собственника недвижимости, технический паспорт на жилье, залоговую бумагу из банка, квитанцию об оплате госпошлины, которая для граждан составляет тысячу рублей. Росреестр может запросить также дополнительные документы.  

Затем в ведомстве проверят все представленные бумаги и законность сделки и зафиксируют информацию о ней в реестре. Регистрация ипотеки жилья займет пять рабочих дней, а участков земли, зданий или нежилой недвижимости — пятнадцать. После оформления заявителю предоставят выписку из ЕГРН.

Читайте также:

• В Госдуме призвали ускорить промышленную ипотеку • Многодетным семьям стало проще гасить ипотеку

После погашения кредита

Как только человек закрыл ипотечный кредит — по графику или досрочно, в ЕГРН должны аннулировать заметку о наличии обременения на квартиру. Теперь собственник может распоряжаться своим имуществом, не спрашивая разрешение у банка.

Согласно статье 25 Закона «Об ипотеке», Росреестр удаляет запись об обременении на основании заявления от банка и клиента и закладной с записью о том, что человек уплатил всю сумму долга. Заявление можно подать в МФЦ или лично в Росреестр. Если у банка есть какие-то претензии, но клиент погасил кредит, он может обратиться в суд, который вынесет судебное решение, подтверждающее закрытие ипотеки. В этом случае решение суда предоставляют в Росреестр вместо закладной. Снять обременение ведомство должно в течение трех рабочих дней с момента подачи заявления.

Российские банки в 2021 году выдали два миллиона ипотечных кредитов, что на семь процентов больше, чем в 2020 году, сообщил вице-премьер Марат Хуснуллин на «правительственном часе» в Госдуме в феврале 2022 года. Общий объем таких кредитов составил 5,7 триллиона рублей, а средняя ставка по ипотеке по итогам года равна 7,5 процента.