ИИ-агенты упростят жизнь россиян
Умные помощники мгновенно сортируют цифровой контент и найдут то, что нужно
Искусственный интеллект быстро превращается из развлечения в ежедневного помощника каждого человека. Особенно перспективны и уже буквально незаменимы ИИ-агенты для тех, кто работает с цифровым контентом. Быстро отсортировать огромный объем изображений и видео, описать их и найти нужный материал означает не просто уйти от рутины, но выиграть конкуренцию с теми, кто еще не применяет технологию. О роли и перспективах ИИ-агентов журналу «Российская Федерация сегодня» рассказал директор по продуктам российской группы компаний Picvario Василий Колосов.
— Искусственный интеллект сегодня в центре всеобщего внимания, одним из перспективных направлений называют ИИ-агенты. Что они собой представляют?
— То, что мы называем в общем смысле искусственным интеллектом, на самом деле большие языковые модели, которые обучают на массивах информации. То есть это по сути очень умная печатная машинка, которая на ваш вопрос пытается найти и скомпоновать ответ из имеющихся у нее знаний.
Сначала мы этим развлекались, потом она стала помогать нам писать тексты, отвечать на вопросы, затем появилась идея дать этой модели возможность взаимодействовать с внешним миром, с другими системами, например поисковиками в интернете.
Стали появляться модели, которые могут открывать файлы, запускать команды, писать программный код и выполнять другие действия. Они способны принимать решения и выполнять задачи без вмешательства человека. Такие системы начали называть агентскими, они позволяют использовать ИИ как инструмент автоматизации. Они могут запланировать деловую встречу, собрать список покупок на неделю, оплатить и организовать доставку.
— Можно ли использовать ИИ-агенты для более серьезных задач?
— Пока человечество даже близко не может раскрыть потенциал ИИ, при этом риски его использования в ряде отраслей достаточно высоки. Но есть и такие сферы, где агентский ИИ уже хорошо себя зарекомендовал.
— Например.
— Возможности ИИ совершенно точно повышают эффективность работы с цифровым контентом. Визуальной информации огромное количество, ее роль очень велика. Она нуждается в защите, а тем, кто к ней обращается, нужны быстрые и удобные инструменты работы с ней. Полностью отечественный продукт компании Picvario помогает разным организациям структурировать, находить и распространять контент, в первую очередь фото и видео. Пресс-конференции, корпоративные и специальные съемки, видеоархивы — это значительные объемы данных. ИИ помогает в поиске и структурировании материалов.
У нас есть модели, которые создают текстовые описания для входящего контента, автоматически определяя, что изображено на фото или видео.
Разработаны модели, позволяющие осуществлять умный поиск по фото или видео, то есть узнавать людей, предметы, продукцию, «читать» надписи на фотографиях, соответственно, структурировать их по папкам в зависимости от тематики. Мы создаем систему, которая сама себя организует. Еще несколько лет назад это было невозможно, никаким алгоритмом описать такую задачу нельзя — ее можно решить только с помощью ИИ и агентов.
— В каких сферах эти решения наиболее востребованы?
— Их весьма много. Органы государственной власти, СМИ, которые генерируют огромное количество контента. В больших корпорациях и в компаниях, которые заинтересованы в продвижении посредством визуального контента. В образовательных учреждениях, которые используют фото и видео и для обучения студентов, и для собственного продвижения. В целом при всевозрастающей роли визуальной информации ее грамотное структурирование и умное обращение будет становиться все более востребованным.
Среди пользователей продуктов Picvario уже сегодня — «СенатИнформ» — сетевое издание, рассказывающее о деятельности Совета Федерации, Атом Медиа, цифровой пресс-центр Росатома, Высшая школа экономики, крупнейшие промышленные компании РФ, редакции СМИ, в том числе РБК, «Парламентской газеты» и журнала «Российская Федерация сегодня».
Что важно, вся информация собрана в цифровых хранилищах в России, использование отечественных инструментов гарантирует защиту от санкций и других недружественных действий в отношении нашей страны.
— Как еще компании могут автоматизировать внутренние процессы с помощью ИИ-агентов?
— Подобную технологию мы тестируем в собственном коллективе, иронично назвав продукт «Интроверт», имея в виду, что такой агент может самостоятельно решать поставленные перед ним задачи. Он погружен во внутреннюю специфику, понимает бизнес-процесс и может помогать в составлении справочных материалов, написании статей в блог и других задачах. Значительно повышает внутреннюю эффективность, экономит огромное количество времени. Я думаю, очень скоро все компании будут повторяющиеся вещи у себя внутри автоматизировать, а выиграют конкуренцию те, кто сделает это раньше.
— Как вы сказали, возможности ИИ мы пока в полной мере не осознаем, но можно ли сделать прогноз о будущем ИИ-агентов?
— Серьезные сдвиги мы можем увидеть через два-три года, когда начнет меняться софт и люди привыкнут, что ИИ-агенты их окружают повсюду. В первую очередь будет происходить смена формата взаимодействия с ИИ с письменного, то есть чата, на голосовой. Будут все более популярными становиться голосовые интерфейсы, которые еще больше ускорят и упростят работу. Любую картинку, любое видео можно будет найти, произнеся всего несколько слов.
Второе, что я представляю: появятся интерфейсы, которые будут генерироваться под наши задачи.
Занимаетесь ли вы редакторской работой, отсматриваете ли фотографии — ИИ будет на лету делать так, чтобы для вас это было максимально удобно. Сам корпоративный софт при этом останется, то есть наша система и ее фундаментальная польза не изменятся — она, как и прежде, будет помогать организовывать и находить цифровой контент. Но это будет происходить либо через голос, либо через адаптивный интерфейс. Сейчас это немного сложно представить, но ИИ развивается так стремительно, что через несколько лет такие системы станут обыденными.
— Как выглядят позиции России в развитии ИИ-агентов на мировой арене?
— По мощности языковых моделей сегодня лидерство у США, которые раньше начали этим заниматься. На втором месте — Китай, который вкладывает в этот процесс огромные деньги. Россия пока занимается третье место с большим потенциалом.
Наш потенциал — это в первую очередь человеческий капитал, то есть талантливейшие инженеры, разработчики, которых в других странах нет.
Второй компонент — оборудование для обучения ИИ, и здесь мировую монополию захватила американская компания. Пока это лимитирующий фактор, но у России есть очень важное преимущество: работа видеокарт и другого оборудования требует большого количества электроэнергии и с этим у нас проблем нет. То есть два фактора из трех уже сегодня на нашей стороне, а значит, гонку за ИИ мы точно не проигрываем, а будем только наращивать потенциал полезных решений.







