Границы государств меняются, а музеи остаются на своих местах

Крымские археологи рассказали «Парламентской газете» о перспективах возвращения «скифского золота»

Границы государств меняются, а музеи остаются на своих местах

Первые раскопки на Мангупе прошли в 1853 году. Фото: Алексей Васильев / ПГ

В суде Амстердама продолжается долгая тяжба из-за того, куда возвращать коллекцию «скифского золота» - в крымские музеи или в Киев, где в здании музейного комплекса «Мистецький арсенал», давно приготовлено место для «экспозиции трофеев», взятых в холодной российско-украинской войне за Крым. «Парламентская газета» попросила известных крымских археологов высказать их взгляд на перспективы этого дела сейчас, через шесть лет после начала судебной тяжбы.

В 2013 году крупнейшие крымские музеи стали участниками международного выставочного проекта в Ландес-музее Бонна и музее Алларда Пирсона в Университете Амстердама. На выставках «Крым — золотой остров в Чёрном море. Греки — скифы — готы» и «Крым. Золото и тайны Чёрного моря» было представлено 2111 археологических предметов эпохи античности и раннего Средневековья, найденных в результате многолетних археологических раскопок на территории полуострова.  В 2014 году, после воссоединения Крыма с Россией, правительство Украины потребовало вернуть «скифское золото» из Голландии не в Крым, а в Киев. С тех пор вот уже несколько лет проблему безуспешно пытаются разрешить в суде.

Политическая история

«Случай беспрецедентный, — говорит профессор Крымского федерального университета Игорь Храпунов, чьи находки, сделанные на могильнике Нейзац, также входят в коллекцию «скифского золота». — С одной стороны, музей Алларда Пирсона заключил договор с крымскими музеями о том, что обязуется вернуть коллекцию в эти музеи. А с другой, разрешение на вывоз экспонатов давало государство Украина. И получается, что голландцы должны вернуть коллекцию и в крымские музеи, и на Украину, что одновременно невозможно. Именно поэтому история и затянулась. Судебным разбирательствам не видно конца. Насколько мне известно, последнее из них было несколько недель назад, когда украинская сторона заявила о недоверии судье, который вел очередное заседание; и теперь в другом городе, в Роттердаме, решается, обоснованы ли эти претензии, можно ли доверить этому судье вести дело или надо назначать нового. Эти бесконечные разбирательства продолжаются с 2014 года, на мой взгляд, они идут так долго именно из-за отсутствия прецедента в судебной практике. И, соответственно, боюсь, сегодня никто не скажет, когда все закончится».

Опушкинская археологическая экспедиция. Фото: Алексей Васильев / ПГ

У директора Научно-исследовательского центра истории и археологии Крыма Крымского федерального университета Александра Айбабина в Амстердаме застрял один найденный его экспедицией комплекс из Лучистого. По мнению археолога, «эта история никогда не кончится, если только Голландия не примет какое-то волевое решение». «Там неразрешимое противоречие, — объясняет ученый, который сам не раз занимался организацией международных выставок. — Сначала в украинский период истории Крыма экспонаты вывозили за границу по разрешению местного правительства, а потом наступил момент, когда в украинском правительстве появились люди, которые захотели курировать эти выставки, чтобы кататься с ними по миру, и они перевели решение вопроса о выдаче разрешения в Киев. Получается, что раз Украина выдавала разрешение на вывоз экспонатов, значит, формально, ей и надо их возвращать. И в то же время, по договору с музеями, коллекция должна быть возвращена им».

При этом Айбабин обращает внимание на то, что в Европе довольно много музеев, которые не раз меняли свою государственную принадлежность, но экспонаты при этом оставались у них. «Границы государств Центральной Европы менялись практически после каждой войны, но музеи оставались на своих местах, и не было прецедентов, чтобы экспонаты изымались из этих музеев и перемещались в столицу старого государства — а это как раз то, чего пытается добиться Киев, — говорит археолог. — Он по сути дела поставил на учет Музея исторических драгоценностей Украины все экспонаты крымских музеев. Желание Украины — вывезти все с полуострова. Это чисто политическая история, пока там правительство не поменяется, и не появится хотя бы какое-то желание с кем-то о чем-то разговаривать, ситуация будет оставаться такой, как сейчас».

Полевой сезон в режиме блиц

Однако не только «скифским золотом» живет крымская археология, тем более, что во время строительства моста через Керченский пролив и федеральной трассы «Таврида» на полуострове прошли масштабные археологические работы, заметно пополнившие закрома крымских музеев.

Завершившийся археологический сезон 2020 года оказался самым коротким за последние годы — свой отпечаток на него наложили антикоронавирусные ограничения — но, в то же время, достаточно плодотворным.

«Полевой археологический сезон у нас прошел в режиме блиц, это связано с эпидемиологической обстановкой. Мы очень поздно выехали, но, тем не менее, работали не вслепую, а продолжали начатые ранее исследования, и получили результаты, достойные полноценного по продолжительности сезона» — рассказывает декан исторического факультета Крымского федерального университета, руководитель Мангупской археологической экспедиции Александр Герцен.

По мнению ученого, важно, что крупнейшие археологические экспедиции работают на своих объектах на протяжении многих десятилетий. Так, например, первые раскопки на Мангупе прошли еще в 1853 году, да и нынешняя экспедиция Герцена работает там уже больше полувека. Раскопки на Эски-Кермен, которыми сейчас руководит Александр Айбабин, начались в двадцатых годах прошлого века. Опушкинская экспедиция Игоря Храпунова моложе, но и она действует с 2003 года.

«Новое «скифское золото». Из находок Опушкинской археологической экспедиции. Фото: Алексей Васильев / ПГ

Главная задача — реконструкция истории поселения, а реконструировать там есть что: на том же Мангупе стационарное поселение возникло в IV веке, а последние жители покинули город в 1792 году. История Эски-Кермен не намного короче. Он возникает в конце VI века, а завершает свою жизненный цикл в конце XIV-го.

В этом году из-за ограничительных эпидемиологических мер экспедиции Айбабина удалось поработать на Эски-Кермен всего чуть больше трех недель, тем не менее, за это время археологи раскопали центральную площадь, восемнадцать метров в длину и десять в ширину, расположенную перед главной городской базиликой, и несколько городских кварталов.

Археология — это не только наука, но и туризм. Айбабин обращает внимание на огромный туристический потенциал археологических объектов, в том числе, Мангупа и Эски-Кермен. По его словам, уже сейчас Эски-Кермен — это готовый крупный объект для международного туризма, но для того, чтобы сделать его более доступным, власти Крыма должны построить туда дорогу — сейчас до знаменитого средневекового города можно добраться только на внедорожниках.

Справка:

Среди пострадавших — самые известные крымские музеи — Центральный музей Тавриды, Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник, национальный заповедник «Херсонес Таврический» и Бахчисарайский историко-культурный заповедник.

10 самых известных археологических памятников Крыма:

  1. Херсонес Таврический
  2. Пантикапей
  3. Мангуп
  4. Эски-Кермен
  5. Чуфут-Кале
  6. Качи-Кальон
  7. Генуэзская крепость в Судаке
  8. Неаполь Скифский
  9. Каламита
  10. Чембало

(версия редакции)

Просмотров 1148

29.09.2020 19:42