Где ремонтировать машину, решит сам владелец
Попавшим в аварию россиянам предлагают оставить право выбора станции техобслуживания
Согласно действующему законодательству, потерпевший может сам выбрать способ возмещения за понесенную утрату в результате ДТП — либо в виде ремонта машины, либо в форме денежной компенсации. В Госдуме считают нецелесообразным передавать страховым компаниям право решать за гражданина, какая форма компенсации предпочтительнее, так как это чревато злоупотреблениями. О разрабатываемых в Госдуме полезных поправках для владельцев машин «Парламентской газете» рассказал первый зампредседателя думского Комитета по финансовому рынку Константин Бахарев.
— В Госдуме рассматриваются инициативы по изменению закона об ОСАГО. Тема касается десятков миллионов автолюбителей. Всех интересует: чего ждать?
— Действительно, тема очень горячая. Дело в том, что закон об ОСАГО принимался до 2022 года, и он абсолютно не был рассчитан на те условия, в которых сегодня функционирует отрасль. Я имею в виду и колоссальное санкционное давление на нашу страну, и проблемы с доставками автомобильных запчастей, с ущербной логистикой, с совершенно другим ценообразованием, чем оно было еще несколько лет назад. Сегодня мы видим, что на этом рынке масса сложностей. Недавно наш комитет инициировал проведение парламентских слушаний, на которых мы обсуждали как раз поправки в закон об ОСАГО. Самый дискуссионный вопрос, с моей точки зрения, — это право выбора между натуральной формой возмещения ущерба, то есть в виде ремонта, и денежной. Я напомню, что, согласно действующему законодательству, это право выбора принадлежит самому потерпевшему. Обсуждаются варианты передать это право страховым компаниям. Мы понимаем, что этот вопрос дискуссионный, потому что у страховых компаний, будем прямо говорить, есть инструменты для того, чтобы при желании затянуть рассмотрение этого вопроса. Вряд ли этому обрадуются миллионы автолюбителей.
— Что вы предлагаете?
— Внимательно подойти к этой норме. Мне кажется, что забирать это право у автолюбителей, наверное, не очень правильно. С другой стороны, там есть еще целый ряд поправок, которые делают ситуацию более выгодной для потребителя и, с моей точки зрения, повысят клиентскую ценность этого страхового продукта — полиса ОСАГО. Прежде всего, мы рассматриваем возможность дополнительной выплаты для автовладельца, связанной с износом автомобиля. Сегодня такие выплаты не осуществляются, они возникнут впервые, и это будет дополнительное преимущество. И второй момент, который мы обсуждаем, — дать владельцу автомобиля право выбора станции техобслуживания, где проводить ремонт.
— Почему это важно?
— При нынешней ситуации с запчастями, со сроками, зачастую с качеством самого ремонта нужно, чтобы, оформляя полис ОСАГО, человек был как-то мотивирован и понимал, что в случае наступления страхового случая он все-таки будет законом защищен, причем не формально, а вполне предметно. И вот с учетом нынешней ситуации нам просто нужно этот закон привести в соответствие с той изменившейся реальностью, в которой мы сейчас с вами все живем.
— Какова судьба законопроекта, который запрещает штрафовать по нескольку раз автолюбителя за отсутствие полиса ОСАГО?
— Этот законопроект мы внесли вместе с председателем нашего комитета Анатолием Аксаковым и другими коллегами, и он уже принят в первом чтении. Мы считаем, что инициатива вполне своевременная.
— Но сейчас никого не штрафуют многократно за данный вид нарушения. В чем его актуальность?
— Не штрафуют потому, что система видеофиксации еще не реализована. Но она тестируется уже в качестве эксперимента в нескольких регионах страны. В пилотном режиме происходит пока только фиксация самого нарушения, штрафы людям не приходят. Но со следующего года Министерство внутренних дел планирует ввести автоматическую фиксацию этого вида правонарушения. То есть за езду без полиса ОСАГО действительно собственнику автомобиля будут приходить штрафы с каждой камеры. И это может быть не одна, а и 5, и 10, да и неограниченное количество штрафов в сутки. Если, скажем, он едет по трассе М-4 из Москвы на юг, то он и будет получать эти штрафы с каждой камеры. Наш законопроект предлагает ограничить санкции — не более одного штрафа в сутки. Если Государственная Дума нас поддержит, то мы, таким образом, сможем защитить автовладельцев от многократных штрафов за одно и то же нарушение. Мне кажется, что наш законопроект соответствует критериям социальной справедливости. Никто не говорит, что нужно ездить без полиса. Конечно, нужно оформлять полис. Но мы же уже внесли изменения в законодательство, которые позволяют оформить краткосрочный полис. Не обязательно на год. Можно на неделю, можно на три дня оформить его. Главное -- это сделать.
Читайте также:
Ещё материалы: Константин Бахарев




