Все о пенсиях в России

00:58В Соцфонде рассказали, как вырастет пенсия работающих пенсионеров в январе

вчераСенатор Лантратова: Более 230 тысяч россиян получат перерасчет пенсии

вчераМатвиенко назвала долгожданным пересчет страхового стажа жителям новых регионов

Где границы власти ТОСов?

Полномочия территориального общественного самоуправления (ТОС) до сих пор вызывают споры.

10.07.2013 15:56

Эта проблема стала предметом обсуждения на семинаре-совещании, организованном Комитетом ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления совместно с Союзом городов Центра и Северо-Запада России. Полномочия территориального общественного самоуправления (ТОС) до сих пор вызывают споры.

Депутаты Госдумы, региональных и му­ниципальных парламентов, главы горо­дов, члены Общественной палаты и экс­пертного сообщества собрались в древ­нем русском городе Владимире обсудить ход муниципальной реформы и пробле­мы взаимодействия населения с наибо­лее близким к нему уровнем власти.
 
Председатель комитета Виктор Кидяев, подробно информировав участ­ников о всех законодательных новаци­ях в сфере местного самоуправления, подчеркнул, что говорить об окончании муниципальной реформы рано: «Если в вопросе разграничения властных пол­номочий достигнута определенная ста­бильность, то в перераспределении не­обходимых для их исполнения финан­совых источников предстоит серьезная работа». По разным оценкам, местному самоуправлению если не для успешно­го, то хотя бы для удовлетворительного исполнения своих обязанностей не хва­тает от 1,5 до 2 триллионов рублей в год.
 
Реформа бюджетно-налогового за­конодательства ведется. Правительство разделило ее на два этапа. Первый охва­тывает период с 2012-го по 2014 год, вто­рой — с 2015-го по 2018- й. Правовая ба­за первого уже создана. Запланирован­ные в рамках второго этапа меры сейчас получают законодательное оформление. Но проблемы местного самоуправления не сводятся только к нехватке финансов. Муниципальные кадры нуждаются в со­вершенствовании квалификации, остро стоит проблема ремонта и обновления коммунальной инфраструктуры.
Не стоит забывать и о политическом аспекте местного самоуправления. Без укрепления демократии, без сближения власти с народом ни экономические, ни кадровые улучшения не дадут должно­го эффекта.
 
К сожалению, в нынешней «рыноч­ной» действительности все больше те­ряются испокон веков присущий нам дух общинности, желание сообща сде­лать что-то на общее благо. Не в отда­ленных хуторах, а в благоустроенных городских квартирах люди живут по принципу «моя хата с краю». Дескать, я плачу квартплату, налоги и, значит, не моя забота загаженные подъезды, хлам на лестничных площадках, ка­ракули на стенах. К счастью, как по­казывает практика, хороший пример не менее заразителен, чем дурной. В разных городах по всей стране все больше становится домов, где жители объединяются в стремлении жить чи­сто, красиво, комфортно. Речь идет о ТОСах — территориальном обществен­ном самоуправлении — самой массо­вой, гибкой и максимально прибли­женной к людям форме самоорганиза­ции населения. Ему в 131-м законе по­священа отдельная глава, где регламен­тированы порядок создания ТОСа, его регистрации и поддержки со стороны «старшего брата» — муниципалитета.
 
И все же граждане не спешат самоор­ганизовываться. Городов, где успешно действуют ТОСы, в стране не так много. Тем важнее изучить и распространить их опыт. Семинар решено было прове­сти во Владимире именно потому, что здесь местной власти удалось найти об­щий язык с общественностью, отладить взаимодействие на благо города.
 
— В области с населением меньше полутора миллионов человек милли­он сто тысяч — горожане, — сообщил председатель Законодательного собра­ния Владимирской области Владимир Киселев. — У нас 127 муниципальных образований. Казалось бы, власть мак­симально приближена к людям и в со­стоянии решать их повседневные про­блемы. Но анализ обращений по мно­гоканальному телефону ЗК показал, проблемы не решаются в основном на местном уровне. Люди сталкиваются с черствостью и невниманием, но чаще с беспомощностью чиновников. Обяза­тельства у местной власти есть, а денег на их исполнение нет.
 
И все же сообща, при поддержке на­селения, многие вопросы удается ре­шать и в таких условиях, уверен мэр об­ластного центра Сергей Сахаров. Во Владимире сегодня действуют 47 коми­тетов общественного самоуправления. Возникли они не сами по себе, в чистом поле, а были заботливо взращены мест­ной властью. Городская администрация взяла за правило во всех вопросах со­ветоваться с жителями, а планируя за­стройку, проводить публичные слуша­ния. В прошлом году город принимал Стратегию развития. Владимирцы ре­шили сами участвовать в ее разработке. Создали 7 групп и работали над ней со­вместно с учеными в течение года.
 
ТОСы — изобретение, конечно, не чисто отечественное. Именно из не­го выросло в свое далекое время евро­пейское самоуправление — коммуны. Принимая 20 лет назад новую Рос­сийскую Конституцию, а пятью года­ми позже ратифицируя Европейскую Хартию, мы не стали использовать общепринятый термин «коммуна», переведя его малопонятным тогда со­четанием «местное самоуправление». Непонимание отчасти имеет место и сегодня. И если с муниципалитета­ми более-менее все ясно — их власт­ные полномочия и права закреплены 131-м законом, границы власти тер­риториального общественного само­управления до сих пор вызывают спо­ры. Что это — вечная головная боль местных чиновников, самоорганиза­ция «городских сумасшедших» с це­лью решить, с какой стороны следует улицу мести? Или объединение людей, не равнодушных к своей «малой роди­не», искренне желающих сделать жизнь земляков лучше?  
 
Юлия ЗАХВАТОВА
Владимир
Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 5097