Эта проблема стала предметом обсуждения на семинаре-совещании, организованном Комитетом ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления совместно с Союзом городов Центра и Северо-Запада России. Полномочия территориального общественного самоуправления (ТОС) до сих пор вызывают споры.
Депутаты Госдумы, региональных и муниципальных парламентов, главы городов, члены Общественной палаты и экспертного сообщества собрались в древнем русском городе Владимире обсудить ход муниципальной реформы и проблемы взаимодействия населения с наиболее близким к нему уровнем власти.
Председатель комитета Виктор Кидяев, подробно информировав участников о всех законодательных новациях в сфере местного самоуправления, подчеркнул, что говорить об окончании муниципальной реформы рано: «Если в вопросе разграничения властных полномочий достигнута определенная стабильность, то в перераспределении необходимых для их исполнения финансовых источников предстоит серьезная работа». По разным оценкам, местному самоуправлению если не для успешного, то хотя бы для удовлетворительного исполнения своих обязанностей не хватает от 1,5 до 2 триллионов рублей в год.
Реформа бюджетно-налогового законодательства ведется. Правительство разделило ее на два этапа. Первый охватывает период с 2012-го по 2014 год, второй — с 2015-го по 2018- й. Правовая база первого уже создана. Запланированные в рамках второго этапа меры сейчас получают законодательное оформление. Но проблемы местного самоуправления не сводятся только к нехватке финансов. Муниципальные кадры нуждаются в совершенствовании квалификации, остро стоит проблема ремонта и обновления коммунальной инфраструктуры.
Не стоит забывать и о политическом аспекте местного самоуправления. Без укрепления демократии, без сближения власти с народом ни экономические, ни кадровые улучшения не дадут должного эффекта.
К сожалению, в нынешней «рыночной» действительности все больше теряются испокон веков присущий нам дух общинности, желание сообща сделать что-то на общее благо. Не в отдаленных хуторах, а в благоустроенных городских квартирах люди живут по принципу «моя хата с краю». Дескать, я плачу квартплату, налоги и, значит, не моя забота загаженные подъезды, хлам на лестничных площадках, каракули на стенах. К счастью, как показывает практика, хороший пример не менее заразителен, чем дурной. В разных городах по всей стране все больше становится домов, где жители объединяются в стремлении жить чисто, красиво, комфортно. Речь идет о ТОСах — территориальном общественном самоуправлении — самой массовой, гибкой и максимально приближенной к людям форме самоорганизации населения. Ему в 131-м законе посвящена отдельная глава, где регламентированы порядок создания ТОСа, его регистрации и поддержки со стороны «старшего брата» — муниципалитета.
И все же граждане не спешат самоорганизовываться. Городов, где успешно действуют ТОСы, в стране не так много. Тем важнее изучить и распространить их опыт. Семинар решено было провести во Владимире именно потому, что здесь местной власти удалось найти общий язык с общественностью, отладить взаимодействие на благо города.
— В области с населением меньше полутора миллионов человек миллион сто тысяч — горожане, — сообщил председатель Законодательного собрания Владимирской области Владимир Киселев. — У нас 127 муниципальных образований. Казалось бы, власть максимально приближена к людям и в состоянии решать их повседневные проблемы. Но анализ обращений по многоканальному телефону ЗК показал, проблемы не решаются в основном на местном уровне. Люди сталкиваются с черствостью и невниманием, но чаще с беспомощностью чиновников. Обязательства у местной власти есть, а денег на их исполнение нет.
И все же сообща, при поддержке населения, многие вопросы удается решать и в таких условиях, уверен мэр областного центра Сергей Сахаров. Во Владимире сегодня действуют 47 комитетов общественного самоуправления. Возникли они не сами по себе, в чистом поле, а были заботливо взращены местной властью. Городская администрация взяла за правило во всех вопросах советоваться с жителями, а планируя застройку, проводить публичные слушания. В прошлом году город принимал Стратегию развития. Владимирцы решили сами участвовать в ее разработке. Создали 7 групп и работали над ней совместно с учеными в течение года.
ТОСы — изобретение, конечно, не чисто отечественное. Именно из него выросло в свое далекое время европейское самоуправление — коммуны. Принимая 20 лет назад новую Российскую Конституцию, а пятью годами позже ратифицируя Европейскую Хартию, мы не стали использовать общепринятый термин «коммуна», переведя его малопонятным тогда сочетанием «местное самоуправление». Непонимание отчасти имеет место и сегодня. И если с муниципалитетами более-менее все ясно — их властные полномочия и права закреплены 131-м законом, границы власти территориального общественного самоуправления до сих пор вызывают споры. Что это — вечная головная боль местных чиновников, самоорганизация «городских сумасшедших» с целью решить, с какой стороны следует улицу мести? Или объединение людей, не равнодушных к своей «малой родине», искренне желающих сделать жизнь земляков лучше?
Юлия ЗАХВАТОВА
Владимир