Фоторепортаж родился на Малаховом кургане
Свое 90-летие Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД) в Красногорске встречает на… кромке строительного котлована

Новый комплекс зданий уникального хранилища светописных свидетельств о более чем полутора веках истории государства Российского, истории СССР и новой России должен быть завершен через два года. Возможности архивистов по сбережению беспристрастных и предельно объективных зрительных данных о минувших эпохах, событиях, свершениях и катаклизмах намного расширятся. А это же не просто хранение. Речь о реставрации, о переносе на современные носители. Современная видеозапись и «цифра» не вечны, поэтому материалы, отснятые на них, необходимо переводить на привычную пленку. Директор РГАКФД Наталия Александровна Калантарова сказала мне, что мечтой о новых просторах коллектив жил с 1991 года, когда об этом впервые реально зашла речь.
Говоря о прошлом, нельзя не оттолкнуться от исходных дат. Поэтому-то самым первым делом я спросил у Наталии Александровны о самых древних достояниях сокровищницы отечественных фотокиноуникумов. Оказалось, что одной временной черты будет маловато. Что касается фотографии, то первые ее отечественные опыты сбережения реальности для потомков, дошедшие до нас, относятся ко времени Крымской войны. Речь о ранних, дебютных попытках фоторепортажа…
Но и сегодня в архив порой поступают совершенно неожиданные исторические документы. Совсем недавно в РГАКФД обратилась живущая в Орле родственница фотографа Владимира Левицкого, много и талантливо снимавшего русскую провинцию, как, впрочем, и то зарубежье, что ныне именуют Дальним, и поинтересовалась, а не придутся ли им ко двору уцелевшие у нее материалы. Деньги для этого понадобились небольшие, но в бюджетном учреждении даже скромные суммы просто так с неба не падают. Так или иначе, но, несмотря на кризис, с финансистами удалось понимание найти, так что никому не ведомое сокровище нашло свой надежный и бессрочный приют.
Бывали и другие чудеса. Года два назад в архив пришел стопроцентно нежданный гость, случайно подобравший на прогулке (!) ржавую коробку с какой-то пленкой. Качество ленты оказалось столь удручающим, что ее перемотку даже не рискнули доверить машине, трепетно расправляли руками. Проще всего было махнуть на этот артефакт рукой и забыть о его существовании. Реставраторы, однако же, не отступились, а, изучив этот реликт периода «Великого Немого», едва ли не ахнули. У них в руках был не более или не менее, а фрагмент документальной киносъемки о пребывании Николая II и августейшей фамилии в Нижнем Новгороде во время празднования 300-летия династии Романовых.
С последним императором, как выяснилось, связано и само возникновение кинодокументалистики. Первые хроникальные съемки в России проводились во время коронации злосчастного Николая Александровича. Своих операторов еще не было, ручки кинокамер вертели поначалу французы.
Время идет, и не всем дано помнить, что и когда было. Наталия Александровна с добродушной улыбкой припомнила о звонке с одного из телеканалов, продюсерам которого понадобились кадры с посещения Николаем II балета «Лебединое озеро» с участием одной из знаменитейших тогда танцовщиц. Искатели киносенсаций никак в толк взять не могли, что до 1906 года документальных съемок в помещениях вообще не было — чувствительность пленки была слишком мала. Первый документальный сюжет русского кинематографа, отснятый не на открытом воздухе, связан с открытием Первой Государственной думы. Еще десятка три лет назад этот раритет у советских современных документалистов спросом не пользовался. Тема была нежеланна, но пленка уцелела, и на ней, кроме императора и императрицы, отчетливо можно распознать многих политиков, взгляд на которых за минувшее столетие сильно изменился от негатива к разным вариантам позитива или хотя бы терпимого отношения…

Любой архив по своей сути — достояние национального масштаба. Особенности исторических периодов оборачивались тем, что какие-то их «единицы хранения» становились недоступными, а какие-то вообще могли кануть в небытие. Поводом для обращения к этой деликатной теме в разговоре с Наталией Калантаровой для меня стал полуистерический призыв одного из либеральных публицистов, заявившего в Интернете, что пора поехать в Красногорск или в Белые Столбы и найти там хронику процессов 30-х годов.
- Помилуйте, — удивилась она. — Их никто не скрывает. Не скрывали их и в прошлом. На них же запечатлены не процессы полностью, а эпизоды покаяний обвиняемых, поэтому их и демонстрировали в кинотеатрах. Не будем сейчас говорить или гадать, а насколько искренними были признания подсудимых в том, в чем их обвиняли. Правда, это касается открытых процессов. А вот съемки судилищ типа пресловутых «троек» до нас не дошли…
В любом случае, время, когда недоступными для публики становились документы и книги, запрещенные по идеологическим соображениям, кажется, безвозвратно кануло в прошлое. Сейчас в РГАКФД утаенных от народа материалов практически нет. Любой человек может увидеть все, что ему понадобится. Но в недавнем прошлом ограничения существовали, и немалые. Труднее всего было получить доступ к материалам, связанным с царской фамилией и с той эпохой, которую порой называют «сталинской». Притом запреты на иллюстрирующие ее фото- и кинохронику ужесточились после прихода к власти Хрущева. Никите Сергеевичу, видимо, не хотелось обнародования кадров, на которых он зафиксирован рядом с развенчанными им кумирами.
Имелась в прошлом и дополнительная цензура, чем-то напоминающая процедуры из романа Оруэлла «1984», герой которого занимался вымарыванием любых воспоминаний о лицах, попавших в немилость к «Большому Брату». В архиве этим занимался один из бывших директоров. Он лично просматривал материалы, уже разрешенные «на вынос», и буквально ножницами по своему разумению вырезал то, что казалось ему нежелательным для обнародования.
Исходившие свыше приказы нередко требовали уничтожения материалов, но во многих случаях они продолжали храниться в целости и сохранности. Причиной тому похвальная склонность архивистов к тому, что Наталия Калантарова назвала профессиональным консерватизмом. Расстаться с чем-либо из своих сокровищ для них воистину смерти подобно. А разобраться с десятками тысяч километров пленки и миллионами фотографий никому из сторонних контролеров было не под силу.
Иной раз все это связано было с политикой, а порой с откровенной глупостью. Для меня странным откровением стало, что в хлам могли уйти многие работы классика русской художественной фотографии Свищова-Паолы. Самородок из купеческой семьи стал одним из знаменитейших московских светописцев, без портрета Есенина его работы не обходится ни одно из собраний сочинений рязанского гения. Однако Николай Иванович в своем ателье «Паола» (от названия которого и «приклеилась» к его простонародной фамилии итальянская половинка) небезуспешно снимал и обнаженную натуру. Один из его подобных шедевров удостоился второй премии на Всесоюзной выставке, но… такого рода фото, при всей их по современным понятиям невинности, хранению не подлежали. Однако уцелели, поскольку архивисты отталкивались не от инструкции, а руководствовались собственными вкусами и своим же пониманием красоты.
Исходившие свыше приказы нередко требовали уничтожения материалов, но во многих случаях они продолжали храниться в целости и сохранности»
Воспетый Михаилом Булгаковым принцип «рукописи не горят» полностью восторжествовал по отношению и к другим шедеврам кинофотолетописи. Виднейший фотоисториограф СССР Петр Оцуп был известен в основном своими снимками Ленина. Персональная его выставка в Москве, состоявшаяся девять лет назад, благодаря архиву в Красногорске прямо-таки потрясла историков светописи и просто историков. «Мастер из тени», как назвала его искусствовед Ирина Чмырева, наводил объектив на очень и очень многих современников — от Сталина и Фрунзе до знаменитого партизана Сидора Ковпака.Многие работы Оцупа при жизни автора не выставлялись то по одним политсоображениям, то по другим, но уже став единицами хранения, воистину пережили второе рождение. Их не просто отреставрировали и показали на экспозиции в Московском музее современного искусства. Из них составили объемистый каталог-альбом «Пространство революции: Россия. 1917-1941».
Книжная деятельность красногорских архивистов — предмет особого рассказа. Опубликованы вообще неизвестные прежде у нас материалы, повествующие о русских военнопленных в Японии. Показывая эту книгу, Наталия Калантарова пояснила, что этими иллюстрациями мы обязаны уникальной акции российских властей. Французские дипломаты по их просьбе обследовали лагеря пленников Русско-японской войны 1904-1905 гг., запечатлели самих солдат и моряков, их жилища, церкви, кладбища. «Это была последняя война, — сказала она, — когда военнопленные содержались в соответствии с международными конвенциями… А японцев интересуют материалы об их военнопленных в нашей стране». Об этом тоже мало кто знает.
Есть и будут книги о тех войнах, что отгремели позднее. Выпущена фотокнига, посвященная Великой Отечественной войне. Готовится к изданию двухтомник, содержащий фотоправду о войне Гражданской. Ничего подобного у нас еще не было. Прежде большинство публикаций об этих страшных страницах прошлого были под неизбежным и чрезмерным влиянием легенд о «комиссарах в пыльных шлемах». Теперь же ни для кого не секрет, что пыльношлемными, так сказать, политруками эта катастрофа народная не заканчивается. Книга расскажет и о трагедии белой армии, а ее фотоистория очень и очень во многом у нас вообще «терра инкогнито».