Все о пенсиях в России

вчераВ Госдуме готовят законопроект о трудовых гарантиях для работников маркетплейсов

вчераВ Тюменской области пенсионерам досрочно выплатят пенсию за апрель

два дня назадСпасателям в регионах со стажем от 25 лет хотят дать право на досрочную пенсию

Филологи рассказали о значении слова «инвалид»

27.09.2018 14:11

Автор: Евгения Филиппова

Филологи рассказали о значении слова «инвалид»
Фото: ПГ

Сегодня слово «инвалид» отсутствует в российском законодательстве об образовании. В нём люди с недостатками в физическом или психологическом развитии называются «обучающимися с ограниченными возможностями здоровья». Что означает и как воспринимается термин «инвалид», рассказали «Парламентской газете» эксперты Института русского языка имени Пушкина.

«Значение термина «инвалид» восходит к двум латинским словам — «не сильный». В русский язык слово пришло из французского, и его буквальное значение — «бессильный»», — пояснила ведущий научный сотрудник Института русского языка имени А.С. Пушкина кандидат филологических наук Александра Ольховская.

Само по себе слово, согласно словарям, не является пренебрежительным или оскорбительным, но те ассоциации, которые оно вызывает, раскрываются в синонимах — «калека, слабый, убогий, увечный», отметила эксперт. По её мнению, есть основания ввести в официальный дискурс более политкорректный термин, тем более что в сфере образования учащихся уже принято называть только детьми с ограниченными возможностями здоровья. 

Терентьев: надо работать над доступной средой для инвалидов

«Мы недавно работали с педагогами, составляли словарь корпоративных смыслов московской системы образования и выяснили, что педагоги действительно чувствуют отрицательную оценочность слова «инвалид» и всячески пытаются от него избавиться в своей устной и письменной речи», — добавила она.

По словам ректора института Маргариты Русецкой, проблемы с терминологией существуют, но несколько в другом плане. Она убеждена, что главное — окончательно выбрать единый термин, и привести в соответствие все нормативные акты внутри страны, чтобы не возникали различные толкования.

«В Закон об образовании внесли изменения, убрав термин «инвалиды» и написав «лица с ограниченными возможностями здоровья», а в медицинских документах слово «инвалид» осталось. Это вызвало дополнительные сложности для самих детей с инвалидностью», — отметила ректор.

Ранее Комитет Организации Объединённых Наций по правам инвалидов направил в Минтруд России рекомендации по реализации Конвенции ООН о правах инвалидов, ратифицированной нашей страной в 2012 году. В Минтруде уточнили, что в соответствии с ними  будет проводиться проработка вопроса об уточнении определения понятия «инвалид». При этом от самого термина отказываться не планируют.

Среди прочего, в документе комитета ООН отмечено, что в России существует необходимость уделить внимание интеграции инвалидов в общество. Положительную оценку международных экспертов заслужили российская госпрограмма «Доступная среда» и рост количества людей, которые учатся не в коррекционных, а в инклюзивных образовательных заведениях.

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 4091