Все о пенсиях в России

12:26Краснов: В конце 2023 года 69 тысяч россиян не получили пенсию из-за сбоя

00:00Как узнать размер будущей пенсии

вчераЧто потребуется для выхода на пенсию в 2024 году

Есть только МиГ?

Кто и, главное, чем будет защищать воздушно космические рубежи России?

Ответ на этот вопрос постарались найти участники парламентских слушаний, организованных Комитетом Государственной Думы по обороне. Их тема — «Возобновление производства МиГ-31: реальность и перспективы». На обсуждение собрались члены обеих палат парламента, представители Администрации Президента и Правительства РФ, военные ученые и специалисты. Почему столь ответственные государственные мужи озаботились судьбой самолета четвертого поколения, поднявшегося в небо еще в первой половине 70-х годов? По убеждению многих участников дискуссии, возвращение в строй уникального советского истребителя перехватчика сегодня весьма актуально.

22.05.2013 15:56

Есть только МиГ?
миг-31

Дело в том, что после развала Совет­ского Союза и окончания «холодной войны» была радикально пересмотре­на и военная доктрина. Руководство страны посчитало, что у новой России больше нет внешних противников, а более опасный враг внутренний, по­этому и защищать ее воздушные рубе­жи больше не нужно. В 1994 году про­изводство лучшего в то время в мире истребителя-перехватчика МиГ-31 было прекращено. А уже произведен­ные машины со временем выработали свой технический ресурс.

Тем не менее, по мнению специали­стов, они и сегодня по своим летно­тактическим данным во многом пре­восходят зарубежные аналоги, а при условии модернизации могли бы еще послужить защите наших границ. Не­даром в прежние времена эту машину называли «легендой отечественной авиации». На ней были установле­ны многие мировые и отечественные рекорды, не превзойденные и по сей день. Это единственный истребитель- перехватчик, который пригоден для патрулирования нашего воздушного пространства в арктических широтах.

О том, насколько использование этого авиационного комплекса сегод­ня нужно для создаваемых Воздуш­но-космических сил, рассказал пред­седатель Комитета Государственной Думы по обороне, адмирал Владимир Комоедов. По его убеждению, в наше время угроза военных конфликтов от­нюдь не исчезает. Соединенные Штаты Америки и их партнеры по НАТО на­копили огромный военный потенциал и активно используют его для решения международных проблем. Их базы в Европе и Азии размещаются все ближе к нашим государственным границам.

По данным военных экспертов, сей­час прикрытие с воздуха на малых вы­сотах осуществляется только на трети, а на больших — лишь на половине терри­тории страны. Для осуществления воз­душно-космической наступательной операции против России страны НАТО во главе с Соединенными Штатами мо­гут создать группировку в 5000 боевых самолетов и использовать свыше 6000 крылатых ракет типа «Томагавк». Их боевую мощь, считает парламентарий, усиливает и космическая группировка США — около 400 спутников военного и двойного назначения.

В настоящее время российские ВВС активно модернизируются, спроек­тированы самолеты нового, пятого, поколения, отметил Владимир Комоедов. Они способны уничтожить до 60-65 процентов средств воздушного нападения противника и сорвать его военно-космическую наступательную операцию. По мнению председателя Комитета ГД по обороне, нам надо ис­пользовать все имеющиеся возмож­ности для повышения своей боеготов­ности, а возобновление производства МиГ-31 БМ — «это не конкуренция с Су-35С, а дополнение его достоинств и устранение недостатков двух непре­взойденных самолетов современной России».

Член думского Комитета ГД по обо­роне, руководитель фракции КПРФ Геннадий Зюганов напомнил сло­ва Президента Владимира Путина: «Крайне важно нам двинуть вперед модернизацию» и выразил уверен­ность, что «опыт индустриализации 30-х годов может в этом сослужить хорошую службу». На поддержку ави­ации, по словам парламентария, пред­полагается истратить 5 триллионов рублей — очень большие и значимые деньги: важно, чтобы они пошли по назначению. Эта проблема, подчер­кнул он, вышла сегодня на первый план не только потому, что нам крайне важно развивать авиацию, но и надо сохранить те технологические цепоч­ки, без которых невозможен прорыв в будущее.

Необходимые технические усло­вия для возобновления производства либо модернизации легендарного ис­требителя-перехватчика, считает за­меститель председателя Комитета ГД по промышленности Павел Дорохин, имеются. Так, на Гатчинском авиаре­монтном и Пермском моторном заво­дах складированы до тысячи двигате­лей Д-30Ф6, используемых в МиГ-31. На авиастроительном заводе «Сокол» в Нижегородской области, на других предприятиях ВПК сохранились ос­новные производственные мощности, технологическая инфраструктура, ка­дровый состав и документация, необ­ходимые для восстановительных ра­бот. Этого вполне достаточно для мо­дернизации и производства по край­ней мере 300 истребителей-перехват­чиков, которые смогут быть на боевом дежурстве еще лет 10-15. К этому вре­мени, считает парламентарий, можно наладить серийный выпуск и машин пятого поколения.

Высоко оценивая тактико-техни­ческие данные легендарного пере­хватчика, заместитель председателя Комитета ГД по обороне, летчик-кос­монавт, дважды Герой Советского Со­юза Светлана Савицкая отметила, что этот самолет способен развивать скорость до трех тысяч километров в час, а его боевой радиус действия со­ставляет 720 километров. Он воору­жен шестиствольной пушкой калибра 23 миллиметра с боекомплектом 260 выстрелов и оснащен шестью точками подвесок для ракет различных типов. Модернизированные МиГ-31 могут обнаруживать цели на расстоянии до 280 километров. Летчики-испытатели считают, что группа из четырех таких машин способна контролировать по фронту пространство до 1000 киломе­тров. Депутат предложила остановить начавшуюся утилизацию истребите­лей-перехватчиков, поскольку после модернизации и оснащения новыми комплектующими их можно успешно использовать.

МиГ-31 и сегодня продолжает оставаться одним из уникальных са­молетов в мире, констатировал член Комитета ГД по обороне Александр Тарнаев. По его словам, этот авиа­ционный комплекс предназначен для использования в системе ПВО стра­ны, может выполнять длительное па­трулирование и вести борьбу со всеми классами аэродинамических целей, в том числе с малоразмерными крыла­тыми ракетами, вертолетами, а также высотными гиперзвуковыми летатель­ными аппаратами, стратегическими бомбардировщиками, низкоорбитны­ми спутниками и космическими объ­ектами. Причем он предназначен для использования в любое время суток и сложных погодных условиях. Модер­низированные МиГ-31 оснащаются системой дозаправки топливом в по­лете, отметил депутат, что значитель­но повышает радиус их действи

Участники парламентских слушаний пришли к заключению, что в современных условиях, несмотря на крупные финансовые средства — 23 триллиона рублей, выделяемые на перевооружение армии и флота, — на­ша страна не сможет поддерживать военно-стратегический и военно-так­тический паритет с ведущими миро­выми державами на «симметричной» основе. Особенно это касается области неядерных и высокоточных вооруже­ний. Поэтому на повестку дня выходит принятие «асимметричных», нестан­дартных решений при минимизации экономических и финансовых затрат для нейтрализации угроз нашей наци­ональной безопасности.

Решительно против возобновления производства МиГ-31 высказался Глав­нокомандующий Военно-воздушными силами России Виктор Бондарев. По его мнению, модернизация самолета четвертого поколения, разрабатывав­шегося в конце 60-х — начале 70-х го­дов прошлого века, потребует неоправданно больших затрат — до 50 милли­ардов рублей — и не принесет ожидае­мых результатов. Более перспективно, по убеждению главкома, было бы на­править эти средства на разработку ма­шин пятого поколения, способных ре­шать летно-тактические задачи в два — три раза лучше, чем МиГ-31.

На технические трудности модер­низации упомянутой машины обратил внимание участников дискуссии и ге­неральный директор Научно-исследо­вательского института приборостро­ения Юрий Белый. Он отметил, что радиолокационные системы, системы управления МиГ-31, их комплектую­щие технологически и морально уста­рели, а возобновление их производ­ства не рационально. Вся элементная база МиГ-31 утеряна, и для ее восста­новления потребуются новые опытно­конструкторские работы со всеми вы­текающими материальными и времен­ными издержками.

Член Военно-промышленной ко­миссии при Правительстве РФ Ми­хаил Каштан указал на обозначив­шуюся в последнее время тенденцию выделения воздушно-космического оружия в качестве приоритетного сре­ди существующих и перспективных форм ведения боевых действий. Оце­нивая перспективы развития истреби­тельной авиации, он отметил уникаль­ность самолета МиГ-31БМ, который до сих пор находится в составе Воен­но-воздушных сил и включен в Госу­дарственную программу вооружений с целью глубокой модернизации этой машины. Цель ее — получить совер­шенно новое воздушное судно с повы­шенными летно-тактическими харак­теристиками.

По его мнению, следует сохранить МиГ-31 в качестве сверхзвукового дальнего истребителя-перехватчи­ка. Именно это направление должно стать приоритетным в использовании данного авиационного комплекса. Что касается возобновления производства прежнего МиГ-31, то такая задача не ставится ни в Государственной про­грамме вооружений, ни в Федеральной целевой программе «Развитие ОПК Российской Федерации». Он считает, что целесообразно было бы восста­новить летную годность имеющегося на вооружении парка МиГ-31. Их на­считывается сейчас около 300 машин, а с учетом возможных вызовов и угроз они, безусловно, будут востребованы.

Вопросы вооружения и перевоору­жения Вооруженных Сил России нахо­дятся в компетенции не законодатель­ной, а исполнительной власти, прежде всего Правительства РФ и его военно­го ведомства, подчеркнул заместитель председателя Комитета ГД по обороне Франц Клинцевич. Парламент же в решении этих проблем играет вспомо­гательную роль, привлекая к ним вни­мание военных ученых, специалистов и общественности. Тем не менее, пар­ламентские слушания, по его словам, были важными и полезными. Они по­могли понять сложности и приорите­ты развития нашей воздушно-косми­ческой обороны, в части его финансо­вого и законодательного обеспечения.

В итоге участники дискуссии еди­нодушно поддержали инициативу Комитета Государственной Думы по обороне о создании компетентной комиссии для проведения проверки технического состояния всех имею­щихся в наличии МиГ-31. Правитель­ству России рекомендовано включить в Федеральную целевую программу «Развитие оборонно-промышленно­го комплекса на период до 2020 года» раздел «Возобновление производства модернизированного истребителя-перехватчика МиГ-31 и модернизация существующего парка МиГ-31». Кроме того, предложено прекратить утилиза­цию действующих истребителей-пере­хватчиков. А Министерство обороны должно определить свои реальные по­требности в пополнении летного пар­ка дополнительным количеством са­молетов данной модели.

Если победит точка зрения парла­ментариев и тех специалистов, кото­рые их поддерживают, то можно наде­яться, что модернизированный МиГ- 31 вновь обретет «второе дыхание» и внесет свою лепту в защиту российско­го неба от посягательств извне. Ведь еще с античных времен убедительно доказано: хочешь жить в мире, готовь­ся к войне. К сожалению, этот постулат и сегодня актуален.

Александр СУХОПАРОВ
Читайте нас в Дзен
Просмотров 9730