Все о пенсиях в России

два дня назадВ Госдуме готовят законопроект о трудовых гарантиях для работников маркетплейсов

два дня назадВ Тюменской области пенсионерам досрочно выплатят пенсию за апрель

17.04.2024Спасателям в регионах со стажем от 25 лет хотят дать право на досрочную пенсию

Экология может стать предметом для изучения в школе

Законодатели обсуждают подходы по внедрению эковоспитания в образовательный процесс

14.03.2018 11:45

Автор: Марина Третьякова

Экология может стать предметом для изучения в школе

Фото: ПГ / Геннадий Михеев

В современном образовательном процессе экология как таковая не присутствует ни в качестве отдельного предмета, ни в качестве интегрированного в сопредельные дисциплины. Между тем общественный запрос на эковоспитание растёт. Комитет Госдумы по экологии и окружающей среде 5 июня обсудит с экспертным сообществом соответствующие поправки в Закон «Об образовании».

Законы есть — уроков нет

Говорить о том, что образование и экология в российских законах вообще «не дружат», всё же некорректно. Есть Закон «Об охране окружающей среды», в котором целая глава посвящена экологической культуре населения. В ней упоминается и система всеобщего и комплексного экологического образования.

«Мусорная реформа» пока «гуляет» сама по себе

Ещё есть госстандарт среднего общего образования, на который ориентируются все российские школы: в нём предмет «Экология» всё же присутствует, хоть и в качестве интегрированного и необязательного. В документе даже есть требование формировать у школьников заинтересованность «зелёными» ценностями и прочие важные навыки и черты.

Но на практике всего этого нет. В школах экологию обычно упоминают в рамках изучения биологии, нет эффективной методической базы, не хватает учителей, специализирующихся на этом предмете… Впрочем, есть и положительные примеры. Так, в следующем учебном году в школах Реутова начнутся занятия по экологии, основам сортировки и переработки мусора. «В тех странах, где такая практика была введена ранее, уже выросло ответственное поколение», — пояснил глава Реутова Станислав Каторов.

Поступки важнее слов

Самый главный обучающий фактор — это личный пример, отмечает член Комитета Госдумы по экологии и окружающей среде Елена Серова. По её словам, дети не должны узнавать об экологии только из учебников и сухих рассказов учителей. «Если мы будем только говорить, дети не будут воспринимать это на должном уровне», — подчёркивает законодатель.

В тех странах, где такая практика была введена ранее, уже выросло ответственное поколение.

И конечно, нельзя сбрасывать со счетов воспитание в кругу семьи. Дети многое перенимают от родителей: их поступки, речь, образ мыслей. В этой связи экологическое просвещение должно касаться не только молодого поколения, отмечают депутаты. Благо россияне и сами стали это осознавать.

Экология завоёвывает умы

Ещё несколько лет назад результаты социологических исследований говорили о доминировании потребительских установок в сфере охраны окружающей среды. Но Год экологии серьёзно изменил сознание людей, рассказал «Парламентской газете» член Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Александр Клыканов.

«Людей заботит их среда обитания», — подтверждает его коллега Елена Серова. По её словам, энтузиасты занимаются самообразованием, порой доходя до профессионального уровня владения темой, всё больше добровольцев готовы участвовать в экологических проектах, работать с молодёжью. Власти совместно с активистами и молодёжью провели тысячи мероприятий, посвящённых экологических проблемам и охране окружающей среды.

Общаясь с «зелёными» активистами, законодатели столкнулись с одной проблемой: познания большинства в этой сфере фрагментарны. «Собственно, в этом и суть вопроса: целостного экологического образования нет», — подвёл итог Александр Клыканов, отметив, что решению этой задачи думский комитет уделяет большое внимание.

Как подружить экологию и образование

Главный вопрос сегодня: в каком виде экология должна присутствовать в школе? По словам Александра Клыканова, экспертное сообщество сформулировало два подхода: «Кто-то считает, что экология должна быть отдельным предметом, кто-то — что экологическое образование должно пронизывать весь образовательный процесс».

О том, каким путём следует идти, члены Комитета Госдумы по экологии и окружающей среде будут говорить 5 июня в ходе «круглого стола» на тему «Экологическое просвещение и образование» вместе с представителями Минобразования и экспертного сообщества.

«Речь идёт о том, что мы должны сформировать человека с новым экологическим мышлением», — подчеркнул Александр Клыканов, говоря о важности предстоящей работы.

Молодёжь, как социальная группа, является основой для реализации программ по формированию общечеловеческих ценностей.

В этом же убеждён член Комитета Госдумы по экологии и окружающей среде Александр Фокин. Он рассказал «Парламентской газете», что группа законодателей готовит поправки в Федеральный закон «Об образовании». «В планах — внести в закон целый раздел, который бы определял необходимость проведения уроков экологии (это могут быть и факультативные занятия). Молодёжь, как социальная группа, является основой для реализации программ по формированию общечеловеческих ценностей», — сообщил депутат.

Он подчеркнул, что сегодня вопросы экологической безопасности, охраны окружающей среды и рационального природопользования входят в число приоритетов законотворческой деятельности Госдумы. Одним из основных принципов охраны окружающей среды является организация и развитие системы экологического образования, воспитания и формирования экологической культуры, пояснил Александр Фокин.

Законодатель добавил, что экологические программы следует вводить на уровне дошкольного, общего и высшего образования. Также нужно делать ставку на проведение просветительской работы среди населения. «Только тогда будет сформировано экологически ориентированное общество, которое будет по-другому относиться к окружающей среде», — считает депутат.

Как воспитывают экологическое мировоззрение в других странах

  • В Швеции школьники еженедельно посещают уроки по сортировке бытового мусора, на которых они также узнают, какие вещи могут получить вторую жизнь, а какие вещества требуют особой утилизации.
  • В Финляндии с тонкостями процесса утилизации отходов детей знакомит Roskisnalle («мусорный медвежонок»), который бесплатно посещает школы и детские сады.
  • В Греции школы и вузы могут участвовать в изучении локальных экологических проблем и поисках их решений.
  • Во Франции экологическое образование обязательно: к 16 годам каждый школьник должен иметь фундаментальные знания об экологии и охране окружающей среды.
  • В Бельгии экологические исследования входят в обязательную программу развития детей в детских садах.
  • В Японии во многих городских школах вместе с детьми создают биотопы, где ученики могут исследовать природу и проводить эксперименты.

Тема эковоспитания и гармонизации отношений между обществом и природой будет поднята на тематической панельной дискуссии в ходе IX Международного форума «Экология», который пройдёт в Москве 22-23 марта.

Читайте нас в Telegram
Просмотров 23034

Ещё материалы: Александр Фокин