Две столицы России связали по идеально прямой линии
177 лет назад, 13 февраля 1842 года, Николай I подписал указ о строительстве железной дороги Санкт-Петербург — Москва. Она стала третьей железной дорогой по счёту в Российской империи. До начала строительства министры считали, что связать две столицы железной дорогой будет слишком дорого из-за неровности ландшафта. Но Николай I настоял на своем решении, и 650 километров рельс новой железной дороги были проложены между двумя столицами по идеально прямому маршруту.
По легенде, на протяжении всей дороги был только один изгиб, воспроизведенный конструкторами в точности начертанной Николаем I на карте линии. Считается, что когда император чертил будущую дорогу по линейке, карандаш, наткнувшись на его палец, сделал изгиб. На самом деле, в месте изгиба — в районе станции Мстинский мост — линия также была абсолютно прямой, но из-за подъема ландшафта, движение составов с паровозами, имевшими не очень большое тяговое усилие на этом отрезке было сильно затруднено. Для прохода подъёма приходилось прицеплять дополнительный локомотив либо расцеплять состав на две части. Ради преодоления этого неудобного участка и был создан «изгиб» — Веребьинский обход. Через 120 лет необходимость в нем отпала и линия вновь стала прямой.
Первый поезд из Петербурга в Москву отправился по новой железной дороге через девять лет после подписания указа о ее строительстве 13 ноября 1851 года. В память об императоре после его смерти дорогу переименовали в Николаевскую, а с 1923 года она стала Октябрьской.