Коронавирус COVID-19: что надо знать

20:56Скворцова сообщила о начале клинических исследований «Даларгина» при тяжёлых формах коронавируса

20:49Подмосковным школьникам выдадут продуктовые наборы за вторую половину апреля

20:39СМИ: британская разведка узнала об утечке коронавируса из китайской лаборатории

Для повышения грамотности школьников надо обновлять образовательные программы

100 лет назад — 26 декабря 1919 года — Совет народных комиссаров РСФСР принял декрет о ликвидации безграмотности населения

Для повышения грамотности школьников надо обновлять образовательные программы

Ольга Васильева. ФОТО: пресс-служба министерства просвещения РФ

100 лет назад — 26 декабря 1919 года — Совет народных комиссаров РСФСР принял декрет о ликвидации безграмотности населения, предусматривающий полную ликвидацию неграмотности по всей стране: отныне все население Советской России в возрасте от восьми до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязано было учиться грамоте на родном или на русском языке по желанию. Вскоре была учреждена Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, подчиненная Наркомпросу, которая взяла под свой контроль организацию курсов ликбеза, подготовку учителей, издание учебной литературы…

Глава Минпросвещения Ольга Васильева по просьбе журнала «Российская Федерация сегодня» оценила уровень грамотности россиян спустя век после выхода этого документа, рассказала, как в эпоху цифровизации заинтересовать ребенка книгой и почему важны уроки шахмат.

- Ольга Юрьевна, какие достижения советского периода по борьбе с безграмотностью вы считаете наиболее важными?

- Главное достижение — искоренение безграмотности и повышение интереса к образованию. Давайте посмотрим на некоторые документы прошлого. Это положение «О единой трудовой школе РСФСР», закрепившее основой школьной жизни любовь к труду, напрямую увязывая эти процессы с обучением. Трудовое начало рассматривалось мощным педагогическим инструментом при условии, что труд в школе будет творчески радостным, планомерно и социально ориентированным.

Одним из важнейших результатов работы по подготовке реформы школы стал закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», принятый в 1958 году. Фактически это был первый систематизированный нормативный акт, который закреплял основы общего образования в Советском Союзе. В этом акте была четко очерчена личность, которую должна воспитать школа: «Советская средняя школа призвана готовить образованных людей, хорошо знающих основы наук и вместе с тем способных к систематическому физическому труду, воспитывать у молодежи стремление быть полезной обществу, активно участвовать в производстве ценностей, необходимых для общества».

Ее обязывали давать «прочные основы общеобразовательных и политехнических знаний, воспитывать любовь к труду и готовность к общественно полезной деятельности, осуществлять нравственное, физическое и эстетическое воспитание детей».

Трудовое воспитание знакомило ребят с основными производствами через экскурсии на фабрики и заводы, железные дороги и промыслы. Во многом именно поэтому наша страна полетела первой в космос и заняла лидирующие позиции в атомной энергетике. Сегодня мы обновляем инфраструктуру школ, говорим о цифровизации, но не уходим от смыслов, активно возвращая формы наставничества и ранней профориентации в школы.

Изучая историю, мы уделяем пристальное внимание вопросам воспитания. Для страны они всегда имели первостепенное значение. Сегодня систему отечественного образования характеризуют в том числе данные международных исследований, результаты международных предметных олимпиад. Надо сказать, что в этих направлениях достигнуты значительные результаты. Вместе с тем хочу подчеркнуть, что страна активно участвует в международных мониторинговых исследованиях качества школьного образования не ради исключительно участия, а ради повышения качества образования в стране, учитывая особенности и опыт отечественной системы образования.

Многое предстоит сделать по дальнейшему развитию функциональной грамотности. Функциональная грамотность как понимание сути изучаемых вопросов и умение применять полученные знания в реальной жизни — это действительно один из наших нынешних пробелов, над которым мы работаем самым серьезным образом. Прежде всего через повышение квалификации педагогов. Отдельно мы запустили мониторинг функциональной грамотности в стране, в рамках которого разрабатывается новый вид заданий по читательской грамотности. Контекст заданий взят из жизни, и их формат максимально интересный и интерактивный.

Уже со следующего года планируем загрузить такие задания в «Российскую электронную школу», чтобы каждый учитель мог использовать их в преподавательской практике.

- Какие формы обучения предлагаются сегодня взрослым россиянам? Есть ли потребность в увеличении количества вечерних школ для работающего населения?

- Закон об образовании закрепляет право человека на образование в течение всей жизни. Термин «непрерывное образование», или «образование в течение всей жизни», подразумевает постоянный процесс совершенствования человеком собственных знаний.

В рамках нацпроекта «Образование» к 2024 году в стране будет создано не менее 100 центров опережающей профессиональной подготовки. Это новые возможности для граждан, которые включают три основные составляющие: образовательные организации, работодатели и учащиеся. И здесь целевая аудитория не только молодежь, но еще и люди «серебряного возраста», предпенсионеры и пенсионеры. Воспользоваться услугами центров сможет каждый желающий на безвозмездной основе.

Хочу обратить внимание и на федеральный проект «Новые возможности для каждого» — в его задачи входит формирование системы, в рамках которой работники смогут непрерывно обновлять свои профессиональные знания и приобретать новые профессиональные навыки, в том числе компетенции в области цифровой экономики. К 2024 году в программах непрерывного образования проекта планируется участие как минимум трех миллионов человек.

- По утверждению филологов, многие старшеклассники не могут работать с текстом из-за логопедической запущенности. Планирует ли Минпросвещения усилить логопедическую подготовку и сделать ее более доступной?

- Российская дефектология — это уникальная научная отрасль, которая позволяет особому ребенку реализовывать безграничные возможности обучения и развития при ограниченных возможностях здоровья. Ни в одной стране мира нет такой разработанной научной дефектологической системы, результатом деятельности которой стали десятки тысяч прорывных теоретических исследований и практических рекомендаций. Сегодня в России действует более 45 тысяч учителей-логопедов и девяти тысяч учителей-дефектологов. Таких специалистов готовят по шести профилям в 150 вузах страны.

В национальном проекте «Образование» дефектология выделяется в один большой сегмент, обеспеченный финансированием, включая помощь дефектологов нашим уважаемым родителям. В этом направлении у нас много задач: от унификации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий, определяющих образовательный маршрут обучающихся с особыми образовательными потребностями, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи до оказания ранней коррекционной помощи детям и их семьям. Также приоритетным направлением является повышение качества учебников, рабочих программ и эффективных методик, позволяющих сохранять и восстанавливать здоровье детей.

Более того, должна отметить, что в настоящее время мировая практика идет по пути создания специальных коррекционных школ наряду с инклюзивным форматом работы. У нас в стране существует сеть коррекционных образовательных организаций, опирающихся на серьезную научно-методическую базу и сложившиеся педагогические коллективы. В общей сложности таких школ насчитывается более 1600, и они, безусловно, должны иметь именно государственную поддержку, поскольку обладают уникальными практиками, предоставляя широкие возможности для обучения в самых сложных случаях. Также в обычных общеобразовательных организациях развивается инклюзивное образование — каждая четвертая школа в России является инклюзивной, в них созданы условия для полноценного обучения особых детей.

- В свое время вы предложили ввести в школьную программу уроки шахмат, так как доказана зависимость между умением «ходить конем» и успеваемостью по математике. Какие нестандартные методы, по вашему мнению, помогут школьникам овладеть навыком функционального чтения?

- К сожалению, около четверти россиян, по нашим данным, не могут извлечь из текста ключевую мысль. Игра в шахматы способствует развитию математических способностей ребенка и логического мышления. Поэтому введение игры в шахматы в школьную жизнь считаю абсолютным благом. Мы ведем по всем регионам мониторинг наи- более востребованных программ обучения этой замечательной игре, и данные говорят о том, что сегодня более чем в 18 тысячах российских школ проводятся занятия по шах- матам. Занятия проходят как в рамках обязательных учебных предметов, так и в процессе внеурочной деятельности.

Что касается функциональной грамотности. Впервые этот термин был внедрен ЮНЕСКО в 1957 году и применялся в основном к взрослому населению, которое нуждалось в формировании элементарной грамотности. Сейчас функциональная грамотность изучается в таких международных исследованиях, как PIRLS, PISA, TIMSS. Давайте возьмем чтение. Мы отстаем по сравнению с нашей же историей, допустим, 10-летней давности. И тут нужно честно сказать, что потери начинаются в раннем возрасте. Уже в 5-6-х классах ребенок читает текст и не понимает про- читанного, не может изложить его своими словами. Вопросы, как исправить ситуацию, тесно связаны с вопросами о мотивации к обучению и познавательной активности.

Со своей стороны государство предлагает решения, которые уже реализуются через обновление содержания образовательных программ и новых методов обучения. Для этого у нас есть серьезная база — федеральный проект «Современная школа» национального проекта «Образование».

- Как вообще в эпоху цифровизации заинтересовать ребенка книгой? Какие советы вы как педагог с большим стажем могли бы дать родителям? С какого возраста можно разрешать ребенку пользоваться смартфоном, чтобы это было не в ущерб чтению?

- Читать самим и вместе с ребенком с ранних лет, развивать и укоренять привычку к книге. Смотреть кино по произведениям классиков, сравнивать видение режиссера и собственное. Важно, не с каких лет пользоваться смартфоном, а как пользоваться. Во всем должна быть разумность.

Кстати, с этого года в помощь всем родителям мы запустили единый государственный портал растимдетей.рф, на котором можно найти ответы фактически на любые подобные вопросы. Там же родители смогут воспользоваться и методической помощью экспертов и специалистов. Хочу обратить внимание нынешних и будущих родителей на этот ресурс, там действительно собираются полезные материалы.

- Как вы оцениваете качество сегодняшнего сотрудничества министерства с парламентом? Какие законопроекты, находящиеся на рассмотрении Госдумы, вы считаете наиболее важными для повышения уровня грамотности населения РФ? Какие инициативы планирует внести ведомство?

- Постоянный конструктивный диалог по самому широкому спектру вопросов. Притом формат работы как в профильных комитетах Государственной Думы и Совета Федерации на стадии обсуждения и проработки инициатив, так и в режиме открытого диалога на парламентских слушаниях, когда в зале, помимо депутатов, много учителей из разных регионов страны. Это дает возможность непосредственно слышать мнение тех, кто ощущает последствия нормотворчества в повседневной жизни, учитывать пожелания людей и своевременно корректировать те или иные положения законодательства.

Не хочу выделять более или менее важные законопроекты, поскольку убеждена, что в образовании нет маленьких или неважных тем.

Не хочу выделять более или менее важные законопроекты, поскольку убеждена, что в образовании нет маленьких или неважных тем. Могу сказать, что в этом году мы совместно работали, например, над инициативами по допуску студентов к педагогической деятельности, организации и безопасности детского отдыха.

- На заседании Совета по русскому языку Владимир Путин предложил создать единый корпус словарей для чиновников и СМИ. Какие еще меры, по вашему мнению, необходимы, чтобы сохранить образность и богатство русского языка и его влияние в мире?

- Долгосрочный и стратегический характер мер продвижения русского языка по всему миру закреплен Президентом Российской Федерации в рамках Концепции государственной поддержки и продвижения русского языка за рубежом. Сейчас более чем в 80 странах мира работают российские культурные и языковые центры. Ведомственная целевая программа «Научно-методическое, методическое и кадровое обеспечение обучения русскому языку и языкам народов РФ» позволит открыть в ближайшие шесть лет 70 новых центров. Программа рассчитана на 2019-2025 годы, и на ее реализацию выделено 7,4 миллиарда рублей из федерального бюджета.

Вот уже второй год Россия направляет педагогов-предметников в Республику Таджикистан. 48 наших учителей русского языка и литературы, физики, математики, химии, биологии и информационных технологий преподают на русском языке в более чем 20 таджикских школах. С этого года наши учителя работают не только в Таджикистане, но и в Киргизии. В текущем учебном году 17 педагогов начали преподавать в школах республики. Уже достигнуты договоренности о реализации этого гуманитарного проекта в Сербии, Словакии и Монголии со следующего учебного года. А во Вьетнаме наши учителя начнут работу уже с января 2020 года.

Существенную роль в развитии и поддержке интереса к русскому языку играют международные олимпиады и всероссийский конкурс чтецов «Живая классика», проводимые при поддержке Минпросвещения России. Высокий интерес у иностранных школьников и детей наших соотечественников, проживающих за рубежом, к сменам на базе Международного детского центра «Артек», всероссийских детских центров «Орленок», «Океан» и «Смена», в программе которых — языковые занятия в интерактивной форме.

Также стоит уделять внимание популяризации отечественных традиций образования и памятных дат. Например, 22 ноября, в день рождения великого лексикографа Владимира Ивановича Даля, в России неофициально отмечается уже ставший традиционным праздник информационной и коммуникационной культуры — День словаря. В этот день в школах и библиотеках России проходят многочисленные тематические уроки, выставки словарей и энциклопедий, презентации ученических проектов, посвященные этому ученому и вопросам формирования и развития культуры пользования словарями.

Просмотров 5662

26.12.2019 14:45

Пример



Загрузка...

Популярно в соцсетях