Все о пенсиях в России

вчераВ Госдуме готовят законопроект о трудовых гарантиях для работников маркетплейсов

вчераВ Тюменской области пенсионерам досрочно выплатят пенсию за апрель

два дня назадСпасателям в регионах со стажем от 25 лет хотят дать право на досрочную пенсию

Для любителей играть на дороге в «шашечки» разработали новый законопроект

Старый, принятый в первом чтении еще в 2017 году, депутаты сочли уже не актуальным

Тема: Пленарное заседание Госдумы 20 апреля 2023 года

20.04.2023 17:15

Автор: Николай Козин

Для любителей играть на дороге в «шашечки» разработали новый законопроект
  © Тимур Ханов/ПГ

Госдума отклонила законопроект об опасном вождении, внесенный еще пять лет назад Правительством. В соответствии с ним в Кодексе об административных правонарушениях должна была появиться отдельная статья, предусматривающее наказание для любителей поворачивать из второго ряда, играть на дороге в «шашечки» или вклиниваться между рядами. Однако уйти от наказания лихачам вряд ли удастся — в ближайшее время в Госдуму внесут новый законопроект, в котором дадут опасному вождению точное определение и введут дифференцированную ответственность. Фиксировать нарушение предполагают с помощью видеокамер, а за повторное пренебрежение Правилами дорожного движения — лишать прав. «Парламентская газета» разобралась, почему отклонили старый законопроект и чем его сможет заменить новый.

Размытые формулировки

Прошлый законопроект депутаты приняли в первом чтении в 2017 году. КоАП собирались дополнить статьей со штрафом в пять тысяч рублей за опасное вождение.

Административная ответственность за опасное вождение должна быть выше, чем ответственность за совершение отдельных нарушений, так как при этом водитель совершает сразу несколько действий за относительно короткое время, пояснили авторы законопроекта. Часто это не позволяет другим участникам дорожного движения спрогнозировать дальнейшее поведение лихача и адекватно среагировать, чтобы избежать аварийной ситуации.

Однако до второго и третьего чтений законопроект не дотянул. Так, Комитет по госстроительству указал на правовую неопределенность самого термина «опасное вождение», а фиксированная сумма штрафа противоречит концепции КоАП, согласно которой любое денежное взыскание должно учитывать наличие смягчающих и отягчающих обстоятельств, а также личность правонарушителя.

В итоге разработчики проекта вернулись к тому же, с чего начинали. В законах термин «опасное вождение» так и не появился. Сегодня найти его можно лишь в Правилах дорожного движения — там под опасным вождением подразумевается «последовательность из двух и более действий, которые создают угрозу аварии с тяжелыми последствиями — ущербом для жизни и здоровья людей, а также материальными убытками». На размытость этой формулировки и невозможность ее использования для установления правонарушения и назначения наказаний указывали и сами депутаты Госдумы.

«Это определение оценочное и расплывчатое, — подчеркнул депутат Александр Тетердинко. — Если мы его оставим в таком виде и не предложим ничего более существенного и четко сформулированного, мы такую свободу интерпретаций дадим нашим правоохранительным органам, что начнут страдать в том числе и ни в чем не повинные граждане».

Сам же законопроект, по словам Тетердинко, за минувшие несколько лет утратил актуальность, а потому и дорабатывать его бессмысленно — лучше уж сочинить что-то новое.

Читайте также:

• Для ОСАГО готовят реформу

Видеофиксация и злой умысел

Этим новым может стать альтернативный законопроект, разработанный депутатами ЛДПР. По словам председателя Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослава Нилова, этот законопроект в свое время вносили на обсуждение практически одновременно с правительственным, а сейчас он может послужить хорошей его заменой.

«Основные отличия нашей инициативы — действия, совершенные водителем, считаются опасным вождением только при наличии у него злого умысла и умысла на агрессию, — отметил Нилов. — Кроме того, мы предлагаем использовать в качестве доказательной базы видеофиксацию нарушений, а самого водителя привлекать к ответственности только на основании судебного решения».

Предусмотрен в новом законопроекте и дифференцированный подход к наказанию: за первое нарушение водителя предполагается штрафовать, а за рецидив — лишать прав.

По словам Ярослава Нилова, этот законопроект внесут на обсуждение Госдумы уже в ближайшее время.