Дизайнеры сбились с ног в поисках портных
В Петербурге обсуждают проблему повышения популярности монотонной работы
Легкой промышленности не хватает «ручных» специалистов: портных, механиков, технологов. На одни специальности молодежь не идет, потому что это немодно, другим профессиям фактически не обучают. Если так пойдет дальше, то через 5-10 лет в стране останутся одни дизайнеры одежды, воплощать идеи которых на рынке будет просто некому. Эту проблему обсуждали в первый, молодежный, день форума «Содружество моды», который проходит в Петербурге с 19 по 21 ноября.
Привыкать к рутине
Легкая промышленность сегодня производит в России 40 процентов непродовольственных товаров. Это текстиль, швейная и кожевенная продукция, а также обувь: в эти четыре группы объединены более 20 подотраслей. Но, как отметили все участники секции, посвященной проблеме кадров, на нехватку специалистов сегодня жалуются и небольшие швейные фирмы, и текстильные гиганты, и фабрики, построенные в советское время, и те, которые появились в последние годы. Как заверила зампред комиссии Совета Федерации по социальной политике Дарья Лантратова, глубоко озабочено темой дефицита кадров и государство, тем более что безработица в стране находится на низком уровне.
«Накануне форума мы общались с несколькими ректорами вузов, студентами. На вопрос, почему молодежь не приходит в отрасль, нам ответили, что студенты не понимают специфику своей будущей специальности. Требуется популяризация отрасли. Необходим комплексный подход: инвестиции в обучение новых кадров, восстановление престижа рабочих профессий и ручного труда, сотрудничество с образовательными организациями и многое другое. Ведь нередко случается так, что те знания, которые получают выпускники профильных учебных заведений, не соответствуют требованиям потенциального работодателя. Последние отмечают, что не хотели бы произносить фразу: «Забудьте все, чему вас учили в институте», — рассказала сенатор.
Для решения этих проблем, по ее словам, необходим комплекс мер. Во-первых, ранняя профориентация, которая начинается со школы, система наставничества и сквозное сопровождение будущего специалиста на самых ранних этапах. «Некоторые работодатели оснащают классы в школах и колледжах своим оборудованием. В таком случае, приходя работать на производство, специалист уже имеет знания и опыт работы на условном станке», — дополнила Лантратова.
Преподаватель школы дизайна НИУ ВШЭ Марина Тимофеева рассказала, что студентов они приучают к тому, что работа дизайнера и всей его команды — это рутина, ежедневный круглогодичный труд. А показы и витринные мероприятия — это всего лишь яркие, приятные, но считаные мгновения: «Уровень российского образования достаточно высокий, так как выпускников ценят и они востребованы в международных компаниях. Но студентам важно поймать ритм будущей работы. Поэтому мы проводим сессии четыре раза в год. Так они привыкают, что работа дизайнера — это нон-стоп, в ней нет такого, что три-четыре месяца ничего, а потом вдруг сдаешь сессию».
Но подготовить одного хорошего дизайнера — мало. У него должна быть команда, а многих специалистов не хватает. Масштаб катастрофы обрисовала президент ассоциации «Палата текстиля и моды» Светлана Мельниченко: «У нас 100 процентов дефицит в швеях, на 99 процентов мы остро нуждаемся в механиках. Механиков не готовят в колледжах, это высшее образование. А на предприятиях таких специалистов нет, только самоучки: они даже квалификацию не могут получить. У нас на 75 процентов нехватка технологов. Но институты постепенно закрывают подготовку по этой специальности в пользу дизайнеров».
Менталитет соискателей
Ситуация на рынке сегодня такова, что приоритет не за работодателями, а соискателями, которые диктуют условия. Многое тут упирается, по словам Дарьи Лантратовой, в менталитет поколения зуммеров. По данным исследований, они называют своим наставником видео в интернете, а более 58 процентов хотят посвятить свою жизнь исключительно интеллектуальному труду. И перспектива стоять у станка их не привлекает.
«Их нужно влюбить в профессию, так как для них важна эмоция. При грамотном подходе мотиватором для них может стать не только уровень зарплат. Более 70 процентов молодежи хотят, чтобы их дело помогало менять мир к лучшему. Половина хочет заниматься индивидуальным предпринимательством, чтобы самостоятельно реализоваться в профессии. Для них важны гибкие графики, и они будут плюсом в пользу выбора работодателя. Так же, как и комфортное рабочее место. Кроме того, пора ломать стереотипы о том, что легкая промышленность — это что-то некомфортное и неприятное. Эти подходы надо менять», — заключила сенатор.
Руководитель центра карьеры колледжа автоматизации производства Ольга Шабанова отметила, что специалистов по разным направлениям выпускается много, но зуммеры действительно требуют особых условий: «Рабочие профессии — это монотонный труд и долгий процесс. А они не готовы так работать в принципе. Они хотят трудиться четыре часа, чтобы солнце светило с левой стороны и чтобы место было у окна. Поэтому нам важно научить этих детей в первую очередь трудиться и получать от этого удовольствие».
В первый день форума на молодежной площадке побывала и заместитель председателя Совета Федерации Инна Святенко. Она осмотрела выставки, производственные площадки, швейные мастерские и дизайнерские наработки. Ей рассказали о кадровых проблемах отрасли. Сенатор считает, что вузам и ссузам нужно проработать программы для повышения популярности профессии портного: «В форуме принимают участие ректоры ведущих вузов в сфере легкой промышленности и дизайна. У нас очень хорошее фундаментальное образование. Но действительно есть разрыв между тем, что нужно специалистам, профессионалам, которые работают в этой сфере, и тем, как готовятся кадры. Трудности связаны с тем, что есть модные профессии, например, модно быть дизайнером: это творец, художник. А очень востребованная специальность портного, от которого зависит на самом деле 80 процентов успеха, — не очень. Хотя любую творческую работу можно испортить низким качеством исполнения. А ведь даже дизайнеры, осматривая чужие коллекции, в первую очередь смотрят на то, как выглядит строчка, насколько качественно сделаны какие-то элементы, как вышивается рукав и многое другое. Потому что сегодня очень ценится качественная работа портного», — отметила сенатор.
Читайте также:
• Матвиенко: «Содружество моды» будет укреплять экономические и культурные связи в СНГ
Ещё материалы: Дарья Лантратова, Инна Святенко






