Депутаты заглянули в кошелёк ректоров
Госдума рекомендовала главе Миноборнауки проанализировать разрыв между уровнем оплаты труда руководителей и преподавателей вузов
Ситуация, когда ректор получает миллионы, а доцент всего двадцать тысяч рублей, на фоне объективного отставания страны от ведущих держав в техническом оснащении рабочего места учёного мало способствует развитию отечественной науки, считают депутаты. С разрывом в зарплатах министр науки и высшего образования Михаил Котюков пообещал разобраться уже в ближайшее время. С развитием науки учёные должны справиться сами, и в этом им поможет одноименный нацпроект, отметил он в ходе «правительственного часа» 11 сентября.
Отрываться от коллектива нельзя
Михаил Котюков рассказывал о достижениях российских учёных и их планах на будущее в течение двадцати минут. Он поведал о более чем шестистах миллиардах рублей, которые предназначены для реализации нацпроекта «Наука», о формировании научно-образовательных центров, воспитании и поощрении юных талантов, грядущем приходе в исследовательскую отрасль 35 тысяч молодых образованных людей.
В то же время министр подчеркнул, что задачи развития науки и экономики тесно связаны. «Валовые затраты на исследования и разработки ежегодно должны расти темпами, превышающими темпы роста экономики», — сказал он. По его мнению, это поможет сделать российскую экономику наукоёмкой и прогрессивной.
Возможно, в другой аудитории этого оказалось бы достаточно, но трудно представить, чтобы искушённые парламентарии ограничились услышанным, особенно с учётом того, что нацпроект «Наука» позиционируется как драйвер всех приоритетных и стратегических свершений, запланированных на ближайшие шесть лет. Ведь именно наука с её высокотехнологичными достижениями должна заставить крутиться как надо шестерёнки остальных национальных проектов, с тем чтобы через пять лет страна вошла в пятёрку ведущих экономически развитых стран мира. И одними сухими цифрами здесь не обойтись.
Собственно, это стало ясно ещё на стадии предварительных встреч министра с думскими фракциями, в продолжение которых возникло много вопросов. Всего около ста, но и одного оказалось достаточно, чтобы внести ясность в повестку: депутаты хорошо осведомлены о положении дел в отрасли и заинтересованы в том, чтобы она двигалась в заданном президентом направлении как можно более эффективно. Вопрос, или точнее предложение, поступил от спикера палаты Вячеслава Володина, высоко оценившего продуктивность установившегося диалога между министерством и Госдумой. Учитывая ту неоценимую роль, которую играют преподаватели вузов в формировании качественных научных кадров, председатель палаты предложил проанализировать их заработную плату без учёта зарплаты ректоров, деканов и завкафедрой.
Как отметил Володин, сейчас в некоторых учебных заведениях ректоры получают зарплату в десятки раз выше, чем кандидаты наук и доценты. «Не может быть такого разрыва. Все обсуждают зарплаты министров, депутатов, но у коллег из высшей школы зарплаты в десятки раз выше», — отметил он, уточнив, что в некоторых случаях зарплата ректора выше, чем у министров.
Не может быть такого разрыва. Все обсуждают зарплаты министров, депутатов, но у коллег из высшей школы зарплаты в десятки раз выше.
«Если они так много делают для страны, изобретают то, что продвигает страну и прогресс, то это обоснованно… Но отрываться от коллектива нельзя», — подчеркнул председатель Госдумы. По мнению спикера палаты, недопустимо, когда доцент получает менее 20 тысяч рублей, а ректор — миллион.
Зарплату научных работников нужно поднять
Предложение главы Госдумы поддержали все фракции, а депутат Олег Смолин предложил пойти дальше.
«По статистике, средняя зарплата преподавателей вузов за шесть месяцев 2019 года составила 94 тысячи рублей. Однако я встречаюсь и слушаю научных работников, кто сколько получает, поэтому поддерживаю Вячеслава Викторовича подсчитать реальную среднюю зарплату не только доцентов и профессоров», — констатировал он.
Смолин напомнил, что в июле Госдума по итогам парламентских слушаний приняла рекомендации Правительству и регионам установить базовую ставку школьным учителям на уровне 70 процентов от средней зарплаты по региону. Депутат предложил распространить эту норму на вузовских преподавателей и научных сотрудников. Михаил Котюков пообещал, что в ближайшее время ведомство обязательно проанализирует все приведённые факты и примет меры.
Ещё материалы: Вячеслав Володин , Олег Смолин