Все о пенсиях в России

два дня назадВ Госдуме готовят законопроект о трудовых гарантиях для работников маркетплейсов

два дня назадВ Тюменской области пенсионерам досрочно выплатят пенсию за апрель

17.04.2024Спасателям в регионах со стажем от 25 лет хотят дать право на досрочную пенсию

Цифровые аватары реальных людей хотят идентифицировать

Чтобы россияне не ушли с головой в виртуальные пространства, пребывание в них могут ограничить

19.09.2022 19:06

Автор: Дмитрий Литвинов

Цифровые аватары реальных людей хотят идентифицировать
  © Unsplash

Государство пока не может контролировать финансовые потоки, трудовые и любые другие отношения, возникающие в метавселенных, отметили участники прошедшего 19 сентября в Совфеде круглого стола. Но люди же все больше погружаются в цифровой мир, и для некоторых это становится проблемой, поэтому приступать к регулированию новых сущностей нужно как можно скорее.

Виртуальное все

Под метавселенными в наиболее общем смысле понимают виртуальные пространства, где люди могут взаимодействовать через аватары с помощью технологий виртуальной реальности. Такие пространства могут создаваться в играх или в социальных сетях, но исчерпывающего определения и полного списка признаков метавселенной не существует. И это, по словам зампреда Комитета Совета Федерации по экономической политике Алексея Синицына, первое, с чего следует подступаться к этой эфемерной теме.

«Современная среда прообразов метавселенных зачастую основана на эксплуатации агрессии, разрушения, пренебрежения принятыми в обществе правилами, в связи с чем возникает все больше поводов обсудить, какие должны быть в этих вселенных этика и мораль, кто и как должен их устанавливать», — сказал сенатор.

Созданием цифровых двойников своей продукции сегодня озабочены не только модные дома и автомобильные бренды, но и предприятия самых разных сфер. В метавселенных происходит денежный оборот, там совершаются сделки с недвижимостью — тоже, конечно, виртуальной, проходят концерты, люди, или, точнее, их аватары, выстраивают отношения. В регулировании такого параллельного мира Россия может быть в авангарде, отметил Синицын, добавив, что тот, кто идет первым, часто набивает шишки, но и просто смотреть на происходящее в других государствах Россия уже не может.

Алексей Синицын © пресс-служба Совета Федерации

Полное погружение

За круглым столом эксперты говорили, что состоявшаяся дискуссия — первая в России и одна из первых в мире, посвященных законодательному регулированию метавселенных. Впрочем, есть и передовики: правительства Китая и Японии несколько лет назад создали комитеты по метавселенным. В Евросоюзе исповедуют осторожный подход, отмечая высокие риски для персональных данных в виртуальном пространстве. В США вопросы существования и сделок в метавселенных решаются пока на уровне судебных споров.

Впрочем, по словам начальника центра регулирования AI Сбербанка Андрея Незнамова, со всем, что есть в метавселенных, законодатели уже так или иначе встречались. Это оборот персональных данных, в том числе их трансграничная передача, искусственный интеллект и видеоигры, криптовалюта и NFT, социальные сети. Более серьезный пласт вопросов связан с проведением гражданских сделок в метавселенных и возникновением новых видов преступлений. В этом смысле, по словам эксперта, уже в ближайшее время важной станет антимонопольная деятельность, борьба с экстремизмом, отмыванием денег, незаконным оборотом наркотиков и оружия в киберпространстве.

Одной из главных особенностей метавселенных эксперты называют их чрезвычайную иммерсивность, то есть высочайшую степень погружения в них людей. Поэтому возникает необходимость идентификации аватара и возможности его использования в качестве электронной цифровой подписи. Кроме того, в России предлагают ввести ограничения на пребывание людей в метавселенных — для их же собственного блага, ведь уход в такие пространства с головой может быть чреват непредсказуемыми пока последствиями. Самый простой пример: пользователь проводит дни и часы в любимой игре, тратит на нее деньги, при этом забывая о реальной работе. В Китае, к примеру, детям уже ограничили время пребывания в виртуальной реальности двумя часами в день в выходные.

Не запрещать, а создавать

Не только ограничивать уже существующие или создаваемые за рубежом метавселенные, но поощрять тех, кто разрабатывает такие технологии в нашей стране, предложил представитель Ростелекома Борис Глазков. Метавселенная, по его словам, это любое виртуальное пространство, в котором пользователи могут действовать свободно — альтернативная версия реальности, в которой действуют свои права собственности, обращаются финансы, возникают трудовые отношения.

«Все это альтернативно тому, что регулирует государство, — пояснил Глазков. — Вот только в России пока нет таких продуктов, которые можно регулировать, нет своей конкурентной версии метавселенной, и в этом заключается основной стратегический риск. Такие вселенные нужно создавать». В качестве позитива эксперт назвал технологии цифрового правительства, создаваемого в России. Эту систему можно интегрировать в метавселенные.

О том, что в новых виртуальных пространствах обязательно появятся обманщики, манипуляторы и преступники, ранее говорил зампред IT-Комитета Госдумы Антон Горелкин. Метавселенные, по его словам, дают широкие возможности тем, кто «хочет притвориться кем-то другим», а это в первую очередь создает угрозу для детей. «Поэтому, чем раньше мы начнем разработку регуляторики метавселенных, тем лучше», — заключил парламентарий.

Читайте также:

• Глобальному Интернету Starlink Илона Маска в России приготовили штрафы • Чем опасны Google и Facebook*