Все о пенсиях в России

вчераГоликова рассказала, сколько оформивших пенсию россиян возвращаются к работе

два дня назадКраснов: В конце 2023 года 69 тысяч россиян не получили пенсию из-за сбоя

два дня назадКак узнать размер будущей пенсии

Цифровизация не самоцель

Красноярский край занимает четвёртое место в России по переводу госуслуг в электронную форму, но резервы ещё есть

05.02.2019 15:40

Автор: Семён Сорин

Цифровизация не самоцель
Фото: Агентство Москва

В Красноярском крае сформирована основа инфраструктуры электронного правительства. А это существенный шаг к эффективному и прозрачному управлению. Однако обсуждение в Комитете по государственному устройству, законодательству и местному самоуправлению итогов выполнения краевой госпрограммы «Развитие информационного общества» не было отмечено самоуспокоенностью. Отдавая должное сделанному, краевые парламентарии сосредоточили внимание на недоработках, которых в этой сложной сфере ещё немало.

Вектор задан

Доклад министра цифрового развития края Николая Распопина был выдержан в тоне сдержанного оптимизма. Он проанализировал ход выполнения трёх основных направлений программы.

Первое из них посвящено созданию необходимой инфраструктуры. Были проведены мероприятия по развитию электронного документооборота и государственных информационных систем (ГИС), оказывалась поддержка многофункциональным центрам предоставления государственных и муниципальных услуг. Сюда же входят модернизация официального сайта Красноярского края, субсидии муниципальным бюджетам для развития услуг связи в труднодоступных населённых пунктах и ряд других начинаний.

Каждому россиянину — свой цифровой профиль
Отдельным пунктом выделено формирование коммуникационной среды во время подготовки и проведения Универсиады-2019. Здесь речь идёт об информационных системах медицинского обеспечения, транспортного сопровождения, управления инфраструктурой и т. д.

Николай Распопин подчеркнул, что большинство названных мероприятий в 2018 году выполнено на 100 процентов. Введён электронный документооборот, бумажные носители используются как дублирующие — по требованию пользователей. Разработано и модифицировано 13 информационных систем, 28 труднодоступных населённых пунктов на севере края обеспечены сотовой связью — более 10 тысяч жителей получили такую возможность. Особо министр выделил создание дополнительного центра обработки данных — этот комплекс останется в распоряжении края в качестве наследия универсиады.

Второе направление связано с эффективным и прозрачным управлением финансовыми ресурсами и работой Центра информационных технологий Красноярского края. Наконец, ещё один вектор — использование информационно-коммуникационных технологий для обеспечения безопасности населения. Здесь речь идёт о бесперебойной работе комплексной автоматизированной системы «Безопасный город», создании и эксплуатации единой системы вызовов 112, которая интегрирована с системой «Эра-ГЛОНАСС». Кроме того, организовано СМС-оповещение населения о чрезвычайных ситуациях.

Внедрить — внедрили. Какова отдача?

Обсуждению доклада предшествовала информация Счётной палаты края по итогам аудита рассматриваемой отрасли. Контрольное мероприятие охватывало 2016 год и девять месяцев 2017-го. Аудиторы исследовали, насколько эффективно использовались средства краевого бюджета, которые были выделены на внедрение и поддержание информационных технологий в органах государственной и муниципальной власти. Результаты обследования носят неоднозначный характер.

На информационные технологии с 2006 по 2017 год Красноярский край потратил около пяти миллиардов рублей.

С одной стороны, заместитель председателя палаты Виктор Астраханцев отметил, что за последние десять лет исполнительной властью края внедрено 69 информационных систем. Динамика увеличения вложений в информатизацию и поддержание IT значительно опережает прирост общего объёма расходов краевого бюджета. При этом средства разведены по разным программам.

Однако информатизация осуществляется в отрыве от других процессов управления, не нацелена на решение конкретных социально-экономических проблем. Эффект от внедрения современных технологий не отражён в госпрограммах. Региональный рынок IT-технологий невелик, причём основными разработчиками и поставщиками услуг являются Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Уфа.

Астраханцев отметил, что после того как результаты проверки были представлены в правительство края, началась работа по устранению указанных нарушений. Например, выполнена одна из существенных рекомендаций: на базе агентства информатизации и связи создано министерство цифрового развития, наделённое всеми полномочиями по разработке и внедрению цифровизации.

Спорные показатели

Роботов планируют подчинить закону
Обсуждение докладов краевыми парламентариями носило деловой и принципиальный характер. Например, Илья Зайцев выразил категорическое несогласие с тем, что эффективность мероприятий программы оценивается на основании ведомственной статистики. То есть пятёрки ведомство выставляет себе собственноручно.

«Только этим обстоятельством я могу объяснить стопроцентное исполнение каждого пункта, — сказал он. — Существуют внешние ресурсы, по которым можно оценить качество и объём, например, предоставляемых электронных услуг: количество заходов в информационную систему, число обращений, отказов, оценка удовлетворённости оказанной услугой».

Егор Бондаренко попросил разъяснить, чем вызваны проблемы с закупками, в частности с формированием первоначальной цены торгов. Ведь аудиторы установили, что ценовые предложения зачастую предоставлялись связанными между собой фирмами. И почему у значительной части информационных систем не определён правовой статус. Николай Распопин ответил, что внешний аудит количества и качества услуг не всегда возможен из соображений информационной безопасности. Однако на уровне Федерации известно об этой проблеме, и там в настоящее время разрабатываются новые рекомендации по оценке. Глава ведомства попросил учесть, что регистрация государственных информационных систем уже подходит к завершению. А проблемы с аукционными процедурами связаны с недостаточно развитым рынком услуг. Не редкость, когда некоторые программы и информационные системы существуют в одном-двух вариантах на всю страну и с ними работает ограниченное количество фирм.

Александр Новиков и Александр Симановский задали вопросы по конкретным населённым пунктам: когда там появится сотовая связь? «Людей ведь интересуют не подпрограммы, а конкретные вопросы: когда можно будет пользоваться телефоном?» — от имени жителей села Имба Кежемского района спросил Александр Симановский.

Коллегу поддержал первый вице-спикер краевого парламента Сергей Попов: «В некоторых поселениях единственное место, где берёт связь, — сельсовет. Там и висит телефон на гвоздике».

Динамика вложений в информатизацию значительно опережает прирост общего объёма расходов регионального бюджета.

Министр сослался на разрабатываемую федеральную программу по финансированию цифровизации сёл и деревень с населением менее 500 жителей, которые неинтересны операторам сотовой связи из-за отрицательной рентабельности. На что Александр Симановский заметил: в крае должна быть соответствующая программа.

Статичные критерии оценки

Подытоживая дискуссию, Сергей Попов внёс кардинальное предложение. Суть его в том, что программа, не учитывающая социально-экономических задач региона, доставшаяся новому министерству «в наследство» и основанная на ведомственной статистике с плавающими целевыми показателями и статичными критериями оценки, должна быть переписана полностью.

«Нужна абсолютно новая государственная программа края по развитию информатизации, — заявил парламентарий. — С чётко обозначенными приоритетами, увязанная с задачами, которые решают отраслевые министерства, с прозрачными правилами финансирования и понятными критериями оценки эффективности. Полагаю, что составление такой программы и её реализация должны рассматриваться на уровне двух комитетов — по государственному устройству и по промышленной политике».

Сергея Александровича поддержала председатель Счётной палаты Татьяна Давыденко. Она убеждена, что набор показателей программы не просто далёк от совершенства — он вообще не выдерживает критики. Необходимо полностью пересмотреть саму методику формирования программы. Без этого документ так и не приобретёт необходимой работоспособности.

По итогам рассмотрения вопроса комитет подготовит развёрнутые рекомендации, которые будут изложены в решении.

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 1954