О перспективах развития наукоградов размышляет председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктор Кидяев.
В условиях перехода экономики России на инновационный путь развития возрастает роль территорий с высокой концентрацией научно-технического потенциала. Практика также показывает, что на таких территориях чаще всего происходит интеграция науки и производства, реализуются совместные проекты, объединяющие научный и производственный потенциал различных организаций и концентрирующие ресурсы на приоритетных направлениях науки и техники. При целенаправленной государственной поддержке эти территории располагают возможностями опережающего развития за счет активизации инновационной деятельности, создания и выпуска наукоемкой продукции, осуществления научной, научно-технической деятельности.
В своем ежегодном П
ослании Федеральному Собранию Президент России Владимир Путин особо подчеркнул, что «Россия способна не только провести масштабное обновление своей промышленности, но и стать поставщиком идей, технологий для всего мира, занять лидирующие позиции в производстве товаров и услуг, которые будут формировать глобальную технологическую повестку, чтобы достижения наших компаний служили символом национального успеха, национальной гордости, как в своё время атомный или космический проекты»
Действительно, становление СССР как великой державы неразрывно связано с разработкой приоритетных государственных программ по созданию современного вооружения, развитию аэрокосмической отрасли и атомной энергетики.
Первые наукограды зародились в СССР в 30-х годах, задолго до появления самого термина, и в основном их деятельность была подчинена обеспечению оборонно-промышленного комплекса страны. Создание наукоемких поселений стало следствием государственной политики СССР по обеспечению национальной безопасности и конкурентоспособности страны. Крупные научно-технические и научно-производственные комплексы постепенно становились головными предприятиями приоритетных отраслей экономики и военно-промышленного комплекса. Решение о создании каждого из них принималось на государственном уровне в связи с потребностью в обеспечении новых оборонных отраслей промышленности и получения новых источников энергии. Научные и производственные объекты, по существу, стали основным градообразующим фактором. Экономическую основу развития подобных поселений составляло прямое, стабильное финансирование из государственного бюджета, осуществляемое преимущественно через налоговые механизмы. Использовавшиеся в то время формы финансирования сравнимы с такими современными финансовыми механизмами, как «государственный заказ» или «федеральная целевая программа».
В послевоенные годы, в тяжелейшее для нашей страны время, в условиях обострения политических отношений между СССР и США, развитие наукоемких комплексов, как ни парадоксально, получило дополнительный стимул. В результате политического противостояния двух держав в СССР появились первые «атомграды», деятельность которых, как следует из названия, была связана с реализацией государственной программы по атомным исследованиям. Так, в 1946 году в Сарове был создан Центр ядерных исследований с опытным производством, где сегодня находится знаменитый Российский федеральный ядерный центр — Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики.
Несмотря на то, что к середине 70-х годов процесс закладки новых крупных научно-технических и научно-производственных комплексов практически прекратился, государственная политика поддержки продолжилась вплоть до середины 80-х годов. К этому времени в наукоемких поселениях был накоплен и сконцентрирован значительный интеллектуальный и научно-технический потенциал.
В начале 90-х годов за этими городскими поселениями закрепилось название «наукограды». Соответствующий термин был предложен для обозначения городских населенных пунктов с высокой концентрацией интеллектуального, научного и технологического потенциала и впервые встречается в научно-техническом отчете Центрального научно-исследовательского института экономики и управления в строительстве, опубликованном в 1991 году.
В правовой оборот термин «наукоград» был введен Указом Президента Российской Федерации от 7 ноября 1997 года № 1171 «О мерах по развитию наукоградов как городов науки и высоких технологий» (к настоящему времени документ утратил силу). А понятие «наукоград Российской Федерации» установлено Федеральным законом от 7 апреля 1999 года № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации». Там же установлен юридический статус муниципального образования — наукограда, определены механизмы государственной поддержки и критерии присвоения такого статуса соответствующим муниципальным образованиям.
Первым статус наукограда Российской Федерации получил город Обнинск Калужской области в 2000 году. Именно с начала 2000-х годов в России начался новый этап развития инновационной экономики, основой которой стали наукограды. Статус «наукоград» был присвоен 13 муниципальным образованиям и еще около 70 заявили о желании этот статус получить.
Однако наличие в законодательстве проблем в вопросе регулирования статуса наукоградов не позволяло использовать их потенциал в полной мере. На существующую проблематику обратили внимание в 2006 году.
В Комитете Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления в течение четвертого-пятого созывов при участии всех заинтересованных сторон была создана рабочая группа, которая занялась разработкой подходов к совершенствованию законодательства о наукоградах. В шестом созыве в Госдуму был внесен проект федерального закона, предусматривающий критерии присвоения городам статуса наукограда и перечень полномочий, которые этот статус несет. Комплексность стоящих перед наукоградами задач потребовала длительного процесса выработки оптимальных правовых конструкций. В связи с этим ко второму чтению законопроект подходит лишь сейчас.
В такой ситуации все участники процесса — представители федеральных органов, наукоградов, экспертного сообщества — поддержали идею проведения «круглого стола», в ходе которого можно было бы обсудить проблемы и перспективы развития научно-технологического потенциала и инфраструктуры наукоградов, а также порядок и условия государственной поддержки. Организатором и инициатором проведения подобной дискуссии выступил наш комитет. В конце ноября в Мичуринске состоялось заседание общероссийского «круглого стола» на тему «Практика решения вопросов местного значения органами местного самоуправления наукоградов».
Место проведения заседания было выбрано не случайно, Мичуринск — город уникальный, он является единственным наукоградом агропромышленной направленности — «агронаукоградом». Во всем мире Мичуринск известен как научный центр развития фундаментальной науки в сфере сохранения здоровья человека. На протяжении многих десятилетий научно-производственный комплекс города Мичуринска характеризуется высокой концентрацией академической и вузовской науки. Здесь трудятся выдающиеся ученые, высокопрофессиональные специалисты, а 28 ноября для обсуждения вопросов развития научно-производственного комплекса наукоградов и поддержки науки в целом Мичуринск собрал представителей всех 13 российских наукоградов, депутатов Государственной Думы и регионального парламента, сотрудников департаментов, министерств образования и науки, экономического развития Правительства РФ, администрации Тамбовской области. Первые итоги прошедшего мероприятия можно подвести уже сейчас.
Прежде всего, приоритетным направлением в работе по развитию наукоемких образований участники «круглого стола» считают сохранение накопленного в наукоградах научно-технологического и производственного потенциала и создание условий для его успешного внедрения в решение стратегических задач построения инновационной экономики. Безусловно, для решения этих задач требуются эффективные меры государства по стимулированию рыночного спроса на наукоемкую продукцию наукоградов, развитию их научно-производственного комплекса, решению социальных проблем, сбалансированного развития всех элементов их инфраструктуры — научных, технических, технологических, образовательных, производственных, социальных и др.
Очевидно, что за период действия закона «О статусе наукограда» не удалось в полной мере создать необходимые и достаточные условия для формирования инновационной инфраструктуры наукоградов. Успехи в развитии наукоградов зачастую обеспечиваются личными усилиями руководителей органов местного самоуправления наукоградов и градообразующих предприятий.
В настоящее время назрела необходимость установить более конкретные и обоснованные критерии присвоения статуса наукограда, отражающие уровень их научно-технического и инновационного потенциала.
В процесс решения этого вопроса должны быть включены все участники — юридические лица, входящие в состав научно-производственных комплексов, органы государственной власти соответствующего субъекта РФ, федеральные органы исполнительной власти. Научно-производственный комплекс муниципального образования, претендующего на присвоение статуса наукограда, должен соответствовать определенным критериям. В качестве таких критериев предлагается установить показатели среднесписочной численности работников организаций научно-производственного комплекса, численность исследователей, профессорско-преподавательского состава, а также общий объем произведенных товаров, работ или услуг.
Представитель профильного министерства, заместитель директора Департамента Минобрнауки Сергей Матвеев разделяет мнение о том, что новая конструкция закона о наукоградах будет способствовать институционализации деятельности по инновационным программам развития. Если территория развивается успешно и наука начинает работать на экономику, то такое муниципальное образование должно получить статус наукограда. По словам Сергея Матвеева, статус наукограда — это высший инструмент фиксации достижений территориальных образований по использованию науки для развития экономики.
Сам факт придания муниципальному образованию статуса наукограда должен означать признание государством целесообразности развития данного научно-производственного комплекса и, соответственно, выделение для такого развития необходимых федеральных средств. В предлагаемом законопроекте эта возможность предусмотрена. Часть общего объёма межбюджетных трансфертов будет направляться на реализацию инновационных проектов и распределяться по результатам конкурсного отбора проектов. При этом правила отбора будут устанавливаться Правительством Российской Федерации. В настоящее время межбюджетные трансферты, предоставляемые наукоградам, рассчитываются только исходя из численности его населения. Существующая система не вполне отвечает изначальным целям наделения этих городов статусом наукограда. В данных условиях органы местного самоуправления в основном расходуют получаемые трансферты на поддержание жилищно-коммунального хозяйства наукоградов, а не на развитие их инновационного потенциала. По общему мнению участников «круглого стола», основная часть финансирования должна предоставляться каждому наукограду на внеконкурсной основе из федерального бюджета. С другой стороны, получение дополнительной финансовой поддержки по итогам конкурсного отбора способно придать необходимый стимул эффективному освоению средств и мощный импульс для дальнейших научных разработок.
Отдельно был рассмотрен вопрос специфики реализации полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере развития наукоградов.
В законопроекте предлагается закрепить определенный перечень прав органов местного самоуправления на осуществление мер поддержки научной деятельности на территории наукограда.
Участники «круглого стола» едины во мнении, что не совсем правильно закреплять за органами местного самоуправления наукоградов только факультативные полномочия. Ведь в силу необязательности исполнения они могут решаться по остаточному принципу или не решаться вовсе, что, в конечном счете, лишает смысла закреплять их законодательно. К факультативным полномочиям можно бы отнести мероприятия по стимулированию спроса на товары и услуги, производимые наукоградами, или, например, строительство и содержание жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности.
К числу обязательных полномочий следует отнести реализацию программ развития инновационного предпринимательства, а также создание мер по размещению и развитию специализированных профильных организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность. К реализации программ социально-экономического развития необходимо выработать комплексный подход.
Дальнейшее развитие научно-производственного комплекса возможно при условии реализации инвестиционных проектов, направленных на производство высокотехнологичной промышленной продукции, инновационных товаров и услуг, поддержки предприятий, в том числе малых и средних, осуществляющих инновационную деятельность.
На этом пути нам многое предстоит сделать, и предлагаемый законопроект — это только первый шаг.
В модернизации современной России развитию науки, технологий и инноваций в целом отведена ключевая роль. Государственная политика как никогда нацелена на поддержку научного сообщества.
На важность и значимость создания новых технологий и конкурентной продукции в стране, особенно в нынешних напряженных условиях, свое внимание обратил Президент: «Нужно объединить усилия проектных, творческих команд и динамично развивающихся компаний, которые готовы впитывать передовые разработки, подключить ведущие университеты, исследовательские центры, Российскую академию наук, крупные деловые объединения страны».
Научный потенциал России — воплощение достижений выдающихся ученых, результат труда лучших умов страны, национальная гордость и богатство. Мы обязаны не только сохранить его, но и приложить все усилия, чтобы приумножить.